-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55487


–усские богатыри

„етверг, 04 ƒекабр€ 2014 г. 13:01 + в цитатник
000 (663x558, 169Kb)
 

»мена первой тройки самых знаменитых древних вит€зей до сих пор у всех на слуху – »ль€ ћуромец, јлеша ѕопович и ƒобрын€ Ќикитич. ћы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещЄ были русские главные русские богатыри.

ќткуда есть пошли богатыри?
¬первые русские былины были записаны известными учЄными XIX века ѕ. Ќ. –ыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и ј. ‘. √ильфердингом (318 былин). ј до этого сказани€ передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнени€ми и детал€ми. «—овременна€ наука о богатыр€х» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"—таршие" – старше, древнее, относ€тс€ к дохристианскому периоду, порой €вл€ютс€ существами сверхъестественными, оборотн€ми с неимоверной силой. «Ѕыло ль – не было ль», - это как раз про них. —казани€ о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними слав€нскими божествами.

“ак называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена кн€з€ ¬ладимира (980-1015 гг.) ¬ исторических летопис€х сохранилось многое, указывающее на то, что событи€, перешедшие в былины, действительно имели место. Ѕогатыри сто€ли на страже –уси и были ее супер-геро€ми.

√лавные представители былинного супер-геройства в очередном пор€дке

1
—в€тогор. Ѕогатырь-√ора
”жасный великан, —тарший богатырь величиною с гору, которого даже земл€ не держит, лежит на горе в бездействии. Ѕылины рассказывают о его встрече с т€гой земной и смерти в волшебной могиле. Ќа —в€тогора перенесены многие черты библейского богатыр€ —амсона. —ложно определить точно древнее происхождение —в€тогора. ¬ сказани€х народа древний воин передаЄт свою силу »лье ћуромцу, богатырю христианского века.
2
ћикула —ел€нинович. Ѕогатырь-ѕлуг
¬стречаетс€ в двух былинах: о —в€тогоре и о ¬ольге —в€тославиче. ћикула берет даже не силой, а выносливостью. ќн – первый  представитель земледельческого быта, могучий кресть€нин-пахарь. —трашна€ его сила, сопоставление со —в€тогором указывают на то, что этот образ сложилс€ под вли€нием мифов о титанических существах, бывших, веро€тно, олицетворением земли или бога-покровител€ земледели€. Ќо сам ћикула —ел€нинович уже представл€ет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.
 
3
»ль€ ћуромец. Ѕогатырь и человек
 

√лавный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождени€ все еще сопоставлены с мифом. »ль€ сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыр€ —в€тогора, исполн€ет первую кресть€нскую работу, отправл€етс€ в  иев, по дороге захватывает в плен —оловь€ –азбойника, освобождает „ернигов от татар. ј далее –  иев, богатырска€ застава с «брать€ми крестовыми», бои с ѕоленицей, —окольником, ∆идовином; нехорошие отношени€ к ¬ладимиру, нападение татар на  иев,  алин, »долище; битва с татарами, три «поездочки» »льи ћуромца. Ќе все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посв€щено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занималс€ обсто€тельно. ‘изическую силу богатыр€ сопровождает нравственна€: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческа€ заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. —о временем религиозна€ сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал св€тым угодником. ѕосле вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие т€желого ранени€ »ль€ принимает решение окончить свои дни иноком и постригаетс€ в ‘еодосиев монастырь (ныне  иево-ѕечерска€ лавра). —ледует отметить, что это весьма традиционный шаг дл€ православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

ѕочивающие в јнтониевых пещерах  иево-ѕечерской Ћавры мощи преподобного »лии показывают, что дл€ своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. ћощи преподобного не менее €рко свидетельствуют о €ркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. —оздаетс€ впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копь€.

4
ƒобрын€ Ќикитич. Ѕогатырь-Ћьвиное —ердце
—опоставл€етс€ с летописным ƒобрыней, д€дей кн€з€ ¬ладимира (по другой версии плем€нник). ≈го им€ олицетвор€ет суть "м€гкосерди€ богатырского". ƒобрын€ имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". ƒобрын€ также "артист в душе: мастер петь и играть на гусл€х". ќн - представитель высшего русского общества, типа кн€з€-дружинника. ќн кн€жич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекаетс€ и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.
5
јлЄша ѕопович. Ѕогатырь - –обин
“есно св€зан с »льЄй ћуромцем и с ƒобрыней Ќикитичем: он находитс€ в посто€нных отношени€х с ними. ќн как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». ≈му даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. “о есть с одной стороны он отличаетс€ смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. ¬ бою он вЄрток, хитЄр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, јлеша оказываетс€ бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. “рудно пон€ть, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природна€ черта – хвастливость.
6
ћихаил ѕотык - Ѕогатырь Like A Rolling Stone
—ражаетс€ с аллегорическим змеем зла, по Ѕиблии отражением исконного врага человека, «который прин€л на себ€ вид зме€, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввЄл первых людей в искушение». ћихаил ѕотык -  представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно им€ изначально его им€ звучало как ѕоток, что значило «брод€чий, кочевой». ќн €вл€етс€ идеалом кочевника..
7
„урила ѕленкович - Ѕогатырь заезжий
ѕомимо старых и новых богатырей существует отдельна€ группа заезжих удальцов. —уровец —уздалец, ƒюк —тепанович, „урила ѕленкович – как раз из этой серии. ¬ прозвищах этих богатырей пр€мое указание на родную местность.  рым в древние времена называлс€ —урожем или —угдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был —уровцом или —уздальцем. »з —урожа происходил также и „урило ѕленкович, им€ которого «расшифровываетс€» как  ирилл сын ѕлЄнка, ‘ренка, ‘ранка, то есть италь€нского сурожского купца (этим именем ‘еленк, ‘еренк турки и татары обозначали в  рыму генуэзцев). „урила -  олицетворение молодости, дерзости и богатства. —лава о нем шла впереди него – знакомство с кн€зем ¬ладимиром обставил следующим образом: навел страху на бо€р и двор€н, заинтриговал кн€з€ своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласилс€ служить кн€зю. ќднако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого бо€рина. —тарый бо€рин вернулс€ домой – „уриле голову срубил, а молода€ его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

—ергей —олодов

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку