-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56875



ѕ€ть классиков русской литературы, которые могли ими не стать

¬торник, 27 январ€ 2015 г. 09:11 + в цитатник
ѕ€ть классиков русской литературы, которые могли ими не стать

ѕуть в классику тернист и туманен. ƒл€ этого вовсе не достаточно обладать великим талантом. Ќужно оказатьс€ в нужном месте в нужное врем€. »ли понравитьс€ одному из сильных мира сего. ќб этом говор€т творческие судьбы многих русских классиков.

1
јлександр ѕушкин
¬ начале XIX века перед русской интеллигенцией встал больной вопрос об отсутствии в –оссии национального поэта. ћногие тогда говорили о безнародности русской культуры: и јндрей “ургенев, и  юхельбекер, и Ѕестужев («ћы всосали с молоком безнародность и удивление только к чужому»), и многие другие. Ќужно было найти великую фигуру - русского √ете или Ѕайрона, или Ўекспира. «”ниверсальный гений» (выражение слав€нофила  иреевского) ѕушкина оказалс€ безмерно востребованным. ¬ мифологизацию ѕушкина вложились, пожалуй, все интеллектуалы, начина€ со второй трети XIX века. ƒаже знаменитые слова о ѕушкине стали частью мифа и приписываютс€ совершенно разным люд€м.

«ј ѕушкин – наше все: ѕушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останетс€ нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами». јполлон √ригорьев.

 
2
‘Єдор ƒостоевский
ѕри жизни важным подспорьем на пути писател€ в классики стало то, что  онстантин ѕобедоносцев лично опекал ƒостоевского. ѕисатель был главным редактором журнала «√ражданин», который издавалс€ под патронатом цесаревича јлександра јлександровича. ѕобедоносцев представил его членам царской семьи, что по тем временам было нешуточным пиаром. » после ухода ƒостоевского из «√ражданина» ѕобедоносцев продолжал ему помогать.  роме того, писатель был в программе «емских школ и самым попул€рным русским писателем того времени на «ападе.

ƒальше судьба классика изменилась. ¬се мы знаем знаменитые цитаты Ћенина о ƒостоевском: «Ќа эту др€нь у мен€ нет свободного времени», «ћорализирующа€ блевотина», «ѕока€нное кликушество», «явно реакционна€ гадость, подобна€ «ѕанургову стаду»  рестовского ,«Ѕратьев  арамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило». » хот€ он все же вошел в список первостепенных пам€тников нового государства, от 1918 года, судьба его творчества не была безоблачной.

 онечно, всемирно признанный русский писатель, не имевший при этом по естественным причинам, никаких проблем с советской властью, не запрещалс€ де юре. ќднако с 1930 года до так называемой десталинизации ƒостоевский издавалс€ всего дважды однотомниками. ƒл€ школьной программы были рекомендованы лишь «Ѕедные люди», а после смерти —талина уже добавилось «ѕреступление и наказание».

3
—ергей ≈сенин
¬ начале советской власти он был символом упадничества, причем не утонченно-элитарного, а общенародного.  ак писал Ћуначарский, «когда ≈сенин себ€ убил, он убил в себе прежде всего пь€ницу, хулигана и пессимиста». Ѕухарин писал, что «есенинский стих звучит нередко, как серебр€ный ручей, и все-таки в целом есенинщина – это отвратительна€ напудренна€ и нагло раскрашенна€ российска€ матерщина, обильно смоченна€ пь€ными слезами и оттого еще более гнусна€». Ќе странно поэтому, что ≈сенин, хот€ формально не запрещалс€, но не был введен в советскую литературу, что было несложно сделать малотиражными и редкими издани€ми. ѕосле десталинизации он вместе с другими поэтами и писател€ми вернулс€, но единственный стал классиком.

Ёто св€зано в первую очередь с общенародной попул€рностью ≈сенина. ќн был отчасти как ¬ысоцкий в 70-е.  ак писал Ўаламов, «ћоскву кабацкую», «–усь уход€щую» переписывали в тетрадочки и не везде решались эти тетрадочки прочитать. ѕри этом поэт был признан в блатном мире. ¬ таких услови€х реабилитаци€ ≈сенина была очевидна, как раз благодар€ ценител€м творчества разных рангов. ѕоэт —ергей ¬асильев, например, много сделал дл€ этого, он был первым председателем комиссии по его литературному наследию, издателем его первого собрани€ сочинений, и одним из организаторов музе€.

 
4
»ван “ургенев
ѕри жизни “ургенев был бесспорно большим литературным де€телем. ќн сотрудничал с крупнейшими литературными журналами, его ценили ведущие критики, как российские так и западные. ќн много сделал дл€ попул€ризации русской литературы за рубежом, перевел √огол€, ƒостоевского, “олстого. Ќо при этом, как ни странно, ценили его в первую очередь как писател€ – деревенщика. «а блест€щую передачу кресть€нских типов, лучшее в литературе описание природы.

–оманы “ургенева вызывали гораздо больше претензий: все признавали утонченность, поэтизм и идеальные пропорции, но ставили в упрек поверхностность характеров и неисполнение общественных задач. », возможно, как предрекал „ехов, после “ургенева так и осталось бы только процентов 20 написанного, если бы не советские де€тели. Ћенин отмечал великий и могучий €зык “ургенева,  алинин выдел€л общественно-политическое значение его прозы, Ћуначарский охарактеризовал как одного из создателей русской литературы. “аким образом не только «ћуму», но и романы “ургенева о различных нигилистах прочно вошли в об€зательное чтение советских и пост-советских граждан –оссии.

5
ћихаил Ћермонтов
ќ том, насколько непрост был путь в классику ћихаила ёрьевича, говор€т хот€ бы прижизненные издани€: книга избранных стихотворений из 28 стихов и дважды изданный «√ерой нашего времени». » это несмотр€ на огромную попул€рность. Ќиколай I на Ћермонтова взъелс€ по объективным причинам, но после его гибели сестра императора, как известно из предани€, сказала: «”мер человек, который мог заменить нам ѕушкина». » даже самодержец, который сначала вроде грубо позлорадствовал, повторил эту фразу. ¬о второй половине XIX века произведени€ Ћермонтова в –оссии издавались уже чаще, и довольно много было переводов. ј попул€рность Ћермонтова как национального поэта получила мощнейший толчок, благодар€ Ћенину.

“ак, сразу после революции в постановлении —Ќ  1918 года о пам€тниках великим де€тел€м в разделе «ѕисатели и поэты» Ћермонтов сто€л третьим после “олстого и ƒостоевского. ј только за три года с 1917 было издано 19 книг сочинений Ћермонтова.

««а ѕушкиным - € чувствую, как накинутс€ на мен€ за эти слова, но € так думаю - Ћермонтов поднималс€ неизмеримо более сильною птицею». ¬асилий –озанов.

 

јндрей ѕрокофьев

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку