-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54813

¬семирна€ истори€ штанов

¬торник, 26 ћа€ 2015 г. 09:27 + в цитатник

ћы наконец решили написать статью про то, без чего стараемс€ не выходить из дома. Ќет, не про сачок. ѕро основу основ мужской жизнеде€тельности — штаны. » узнали такие шокирующие подробности из их истории, что колени наши похолодели от ужаса.

¬семирна€ истори€ штанов

Ўтаны давно не €вл€ютс€ символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Ќо до сих пор в некоторых регионах прин€то ругать дам, пос€гнувших на эту св€тыню, — дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

’от€, казалось бы, почему стыдно? Ќаоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. »х не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хоз€йку неприличным задиранием, да и добратьс€ до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. ј обт€гивающие джинсы так и вообще можно сн€ть, только действу€ с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

ј все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. ¬ нашей, так сказать, европейской культуре они сразу по€вились как постыдный предмет туалета — безбожный, нечестивый и порочный. » оставались такими вплоть до наших дней.  онечно, не все, а только некоторые виды. 

«агадка стремени, времени и штанины

—тимфалийские птицы

Ќа самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. „то-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. ¬ мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. ” месопотамцев на их барельефах встречаютс€ сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тыс€ч лет назад мудрили с набедренными пов€зками, так что порой получалось что-то штанообразное. Ќо в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. ѕо той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности — никакой.

ј зачем насто€щему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!


¬от представь: ты древний египт€нин. »ли иудей. »ли грек. «ачем тебе штаны? „тобы си€ть голым, простите, задом, справл€€ нужду? „тобы мучитьс€, изобрета€ по€са, зав€зки, пуговицы и ширинки? „тобы дорога€ матери€ неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и л€дви€х»? „тобы швы врезались куда не надо, когда наклон€ешьс€, а в жаркий день ты обливалс€ потом, лишенный доступа воздуха к телу? „тобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с теб€ сваливались?

ƒревние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках, фартучках

¬от женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечьс€ от наших нескромных поползновений. » вообще в гигиенических цел€х. Ўароварчики восточные в гаремах себе шили. ј зачем насто€щему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Ќо за удобства приходитс€ платить. ¬озможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что неверо€тно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верхова€ езда. Ћибо, наоборот, в€лое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.

Ђћужчина на ослеї, —адигибек јфшар, XVI в.

≈зда боком на осликах — пожалуйста. Ќа лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, — но это дело дл€ слуг и мальчишек. ≈ще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. ƒаже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хот€ эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Ќо воин верхом на лошади — это нонсенс.  ак он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытыва€ невыносимые муки в области натертых гениталий?

 олесница - прекрасное изобретение

Ќет, насто€щий воин должен быть пешим. »ли на колеснице. ¬от колесница — прекрасное изобретение: возничий управл€ет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелитс€. » насто€щий воин, конечно, будет сражатьс€ в насто€щей мужской одежде — мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. ƒа, на колеснице не везде поездишь, она подходит дл€ равнинных полупустынь или специальных естественных арен дл€ сражений. Ќа вымощенных мостовых вс€ких ‘ив и јфин она очень эффективна, на римских дорогах. ј по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египт€нам или римл€нам носитьс€ необ€зательно. ѕусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаютс€ — все равно к городам сунутьс€ не посмеют. ћногие из них езд€т верхом — дикий, варварский способ передвижени€. Ќос€т дл€ этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими сел€нами. ѕрискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут — и мародерствуют. ƒо прихода регул€рной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет — прыгнуть на своих лошадей и удрать, тер€€ по пути добычу и лов€ спинами стрелы лучников. ‘у, позорище!*

¬семирна€ истори€ штанов

* — ѕримечание Phacochoerus'a ‘унтика:
« Ќа самом деле верхова€ езда иногда использовалась и в регул€рных вой­сках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. ¬ основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле»


—амые старые штаны в мире

Ўтаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. “ем, что на снимке, около трех тыс€ч лет.

ј примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое.  акие-то мерзавцы изобрели стрем€. » это была революци€, сравнима€ с по€влением атомной бомбы.

ќтныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрел€ть из лука, бить копьем или работать мечом. ¬садник перестал быть беспомощной мишенью дл€ пешего или колесничего, он сам превратилс€ в грозную силу. ј боева€ лошадь стала важнейшим элементом армии. » вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.

Ќужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римл€нин относилс€ к штанам так, как ты отнесс€ бы к юбке из пальмовых листьев. Ёто была одежда низших существ, полулюдей, вс€ких скифов и хунну — пожирателей конины. ѕриличным люд€м полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми колен€ми под короткими военными рубахами.

ѕоэтому еще лет этак п€тьсот штаны вс€чески маскировались, особенно у европейцев. »х пр€тали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. ќни были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно св€щенники.

Ѕалдуин I ‘ландрский, первый император Ћатинской империи, XIII век

Ќо и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, оде€ние их ног все равно притвор€лось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. —ейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.


”душение шоссами

‘илипп III, XVI век

ѕримерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматьс€, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. ‘ранцузы называли это шоссами, италь€нцы — кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обт€гивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной пов€зке — брэ. „тобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. —охранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себ€ легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдани€». —верху мужчина средневековь€ надевал короткое платье и короткий же плащ — такой нар€д считалс€ скромным и достойным. ѕравда, в этом нар€де приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклонитьс€, когда у теб€ за спиной находитс€ значительное лицо, церковь или св€щенник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.

Ўоссы

—ейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки


„резвычайно интересно читать в хронологическом пор€дке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихс€ штанов. ¬есь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. —редневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Ёто считалось чрезвычайно порочным. ѕотом стали сражатьс€ с юбочками, которые пришивались к шоссам. ѕотом — со штанишками-пуфиками. Ўтанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправитс€ в ад. ѕотом пошла борьба с гульфиками. “ексты с осуждени€ми этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. ѕримерно в это же врем€ инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. “ак заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.

–азноцветные чулки - бич средневековых моралистов

–азноцветные чулки — бич средневековых моралистов

¬ это врем€ папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение — накладные икры. ќдним гульфиком, как вы€снилось, католических женщин не развратишь — приходилось подкладывать в колготки дерев€шки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Ћюбимым сатирическим объектом поэзии XV века €вл€етс€ «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».

Ёволюци€ штанов

» только с XV–XVI веков по€вл€етс€ новый вид штанов — что-то похожее на современные бриджи с отворотами. »х надевали под укороченное платье во врем€ поездок в паломничество, например. Ёто была одежда груба€, почти кресть€нска€. ¬ысокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.


Ѕесштанные цареубийцы

Ћюдовик XVI, XVIII век

¬семогущие короткие штаны

Ќо пришло врем€, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обт€гивающие либо расширенные по моде, — штука весьма удобна€. ¬о ‘ранции штаны получили название «кюлот» и были запрещены дл€ всех классов, кроме двор€нства. Ќе двор€нам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. ¬о-первых, на рассто€нии пон€тно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка дл€ чулок мало, двор€нам самим не хватает, остальные пусть обмотки нос€т суконные. ¬есь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их пол€ на псовой охоте. Ќастроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.

—анкюлот, XVIII век

“ипичный санкюлот

ѕочу€в неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ќћќЌу, то есть вс€ким гварди€м, носить короткие штаны — правда, об€зательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с насто€щими короткоштанными. Ќо было уже поздно.

Ћюди в длинных штанах, назвав себ€ санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытр€хивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов — самому королю. ѕосле этого на тридцать лет ≈вропа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей — и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.

Ќу, то есть на какое-то врем€.


¬еликие неназываемые

 ак бы ни относились к ‘ранцузской революции в прочем мире, но моды послереволюционной ‘ранции стали всеобщими. ћужчины всех классов надели длинные штаны — по большому счету, впервые со времен гуннов. —в€щенники, конечно, по-прежнему пр€тали порочные кальсоны и порты под сутанами и р€сами, а гусары и драгуны еще долго носили обт€гивающие белые колготки — рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативна€. Ќо, в общем, длинные штаны — брюки — отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хот€ ее основатель, признатьс€, этой деталью гардероба пренебрегал. „ерный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.

»спанска€ пехота, XIX век

ѕравда, именно в это врем€ само слово «штаны» воспринимаетс€ как совершенно неприличное в большинстве €зыков. ¬ рекламах портных и магазинов штаны именовались «нижней частью костюма», «постаментом», «номером вторым». ј в русском, немецком, английском и французском €зыках даже возник полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» (inexpressibles).

«¬ыхожу — и вижу — за калиткой — человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой ѕэгаза в позе победител€», — читаем в очерке ». “ургенева «ѕэгаз».


ћальчики в плать€х

¬семирна€ истори€ штанов

¬плоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. ќтличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обсто€тельству, что платьица на мальчиках обычно были более €ркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. ѕокупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, насто€щие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. ¬ –оссии первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. ƒети простонародь€ до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. “ак что образ мальчика в коротких штанишках — балованного барчука — существует до сих пор. » короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучи€ мальчиков, которые их нос€т. ѕривет кюлотам.



”жас в коротких штанишках

јдольф √итлер в шортах, 1924 год

ћалоизвестный немец в шортах

¬ следующий раз темой коротких и длинных штанов зан€лс€ лично √итлер. Ќацистска€ идеологическа€ доктрина, любивша€ кивать на римл€н по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римл€не испытывали к длинным штанам. Ѕыло провозглашено, что особа€ крепость и морозостойкость ариев достигаетс€ за счет ношени€ шортов, которые €вл€ютс€ их, ариев-германцев, национальной одеждой. ¬ национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. ƒревние же германцы как раз завоевывали –им в длинных кожаных штанах. Ќо кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?

“ирольский национальный костюм

Ќошение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить ло€льность режиму


—ам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную ло€льность режиму. Ќеудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были попул€рной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидес€тых им простили фашистское прошлое. –епутаци€ же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.


Ѕрючна€ идентификаци€

Ѕрюки-клеш, 1970-е гг.

Ѕрюки-клеш — хит 1970-х

≈сли кто-то думает, что околоштанные скандалы — дела давно минувшего прошлого, то ошибаетс€. »х дедушки и папы могут поведать, как пр€тались от комсомольских патрулей, которые в шестидес€тых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стил€г, и распарывали нехорошие брюки по швам. ¬ семидес€тых ловили уже за широкие брюки — клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). ¬ семидес€тых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидес€тые прошли под знаком €ростного сражени€ с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.

ѕриспущенные штаны, 2000-е гг.

ѕриспущенные штаны — хит 2000-х

Ќет-нет, не стоит обольщатьс€, штаны по-прежнему серьезнейша€ проблема дл€ немалой части человечества. Ўорты и слишком обт€гивающие штаны активно не приветствуютс€ во многих исламских странах. ј год назад в городе ”айлдвуд (Ќью-ƒжерси, —Ўј) было запрещено показыватьс€ на улице в штанах, спущенных ниже по€са, — мэр города лично покл€лс€, что будет штрафовать и арестовывать вс€кого вислозадого бунтар€, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.

“ак что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тр€пкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.


Ѕрючные истории

Ќикита —ергеевич ’рущев

ќсенью 1959 года Ќикита ’рущев был в —Ўј, где ему показывали достижени€ американского хоз€йства, в том числе аппарат с газировкой на фотоэлементах. јппарат распознавал, что надето на клиенте — юбка или брюки, — и соответственно наливал в стакан либо вишневый, либо апельсиновый сироп. ’рущеву дважды был налит женский, вишневый, напиток — аппарат отказывалс€ признавать широкие штаны руководител€ ———– за мужскую одежду. ¬ ситуации, когда современные мужчины позвол€ют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позвол€ли себе ослабить шоссы — спустить их до колен и перехватить там веревочкой. ¬ начале XIV века французское войско под предводительством Ћюдовика —варливого регул€рно страдало во врем€ походов от дизентерии. Ћичным указом корол€ всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной пов€зки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.

“радиционные €понские штаны хакама

¬плоть до XVII века в японии штаны хакама могли носить только св€щенники, самураи и аристократы. ѕростолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Ќо несколько раз в жизни они имели право их надевать. Ќапример, на свадьбу — свою или своего ребенка.

“екст: ƒанила ћаслов
»ллюстрации: —тепан √илиев, —ергей –адионов

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку