-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54800

“радиции праздновани€ “роицы на –уси

—уббота, 30 ћа€ 2015 г. 05:44 + в цитатник

“роица - очень красивый праздник. ƒома и храмы украшают ветками, травой, цветами. » это неслучайно. «елень, цветы символизируют жизнь.

“ак люди выражают радость и благодарность Ѕогу за то, что ќн возродил их через крещение в новую жизнь.

»сторически сложилось, что дл€ украшени€ храмов и домов используют ветки березы. Ёто дерево считаетс€ благословенным на –уси. Ќеспроста ему посв€щено много стихов и песен. ѕраздник “роицы без березы - то же самое, что –ождество без елки.


Ќо –осси€ больша€ страна, с разными климатическими услови€ми, видимо, этим можно объ€снить тот факт, что в некоторых местност€х праздничными деревь€ми были дуб, клен, р€бина. Ўумно и весело проходит “роица. ”тром все спешат в храм на праздничную службу. ј после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песн€ми. ќб€зательно готовили караваи. Ќа праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. ¬ некоторых районах устраивали €рмарки.

— возрождением веры в –оссии возрождаютс€ и традиции праздновани€ православных праздников. » уже в наше врем€ в городах страны устраивают народные гул€ни€ с играми, представлени€ми, песн€ми.

“роица - «елЄные —в€тки
“роицын день с незапам€тных времен €вл€етс€ одним из любимейших праздников русского народа. — ним св€зано и до сих пор много народных обычаев и обр€дов, справл€емых помимо церковного торжества. ¬ стародавнюю пору, когда еще свежа была на –уси пам€ть €зыческого прошлого, с “роицею, или «—емицкою», неделею было св€зано столько самобытных про€влений народного суевери€ - как ни с одним из других праздников, кроме —в€ток. Ёта недел€, посв€щенна€ богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами.  онец ма€ и начало июн€, - на которые приходитс€-падает “роицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождени€ земли, покрывавшейс€ к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей оба€тельной свежести. языческий мес€цеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. ћало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Ћады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обр€дами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно €ркую обстановку. — течением времени €зыческий дух этой последней растворилс€ в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры слав€н; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные св€зи народа-пахар€ с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«—емицка€» - седьма€ по ѕасхе - недел€, заканчивающа€с€ “роицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местност€х (например, в –ыбинском уезде ярославской губ.) носит название ««еленых —в€ток». ¬ старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной –уси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подход€щими именами, - каждое из которых находит свое объ€снение в пережитках слав€но-русского €зычества. ѕо простонародному прибаутку - «„естна€ ћасленица в гости —емик звала»... и, - добавл€ют краснословы деревенские, - «„есть ей за то и хвала!» —емик, это собственно - четверг на последней неделе пред ѕ€тидес€тницею. ¬ этот четверг, посв€щенный древним €зычником-слав€нином верховному богу ѕеруну-громовнику, совершались главнейшие приготовлени€ к празднованию “роицына дн€.

¬се было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь €вл€етс€ желанным гостем неприт€зательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань пам€тным пережиткам прошлого. ¬ “ульской губернии семицка€ березка до сих пор даже и не называетс€ иначе, как «кумою», а слово «кумитьс€» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоватьс€ при прохождении под этою самой березкою.
—емик - преимущественно (а в иных местност€х исключительно) девичий праздник.

¬ ѕоволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревн€х девичь€ складчина: собираютс€ €йца, пекутс€ лепешки, закупаютс€ лакомства. ƒевушки, целыми деревн€ми, отправл€ютс€ в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. Ќа березки вешаютс€ венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, броса€ их на воду в самый “роицын день. ¬след за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаютс€ с “роицы до ”спень€. —емицкие хороводы сопровождаютс€ особыми обр€дами, посв€щенными «березке-березоньке», которой воздаютс€ особые почести - веро€тно, как живому олицетворению древней богини весны. Ћет п€тьдес€т тому назад в ¬оронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен €вный отголосок стародавнего €зычества. ¬ некоторых местност€х на —емик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Ѕереза мо€, березонька, береза мо€ бела€, береза мо€ кудр€ва€!..» и т. д. ¬ ¬ологодской губернии —емик более известен под именем «ѕол€ны». Ёто €вл€етс€ следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справл€ютс€ на пол€нках.

—емицкие обычаю были свойственны не одним слав€нам. ≈ще у древних греков и римл€н существовали особые весенние празднества, посв€щенные цветам и деревь€м. ” германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим —емиком. ѕо сравнительным данным €зыческого богослови€, —емик €вл€етс€ прообразом союза неба с землею.

«елень и цветы и теперь составл€ют отличительные признаки праздновани€ “роицына дн€; повсюду на –уси церкви и дома украшаютс€ в этот день ветками березок - как в деревн€х, так и в городах. ¬ старину же этому обычаю придавалось особое значение, св€зывавшее два мира - €зыческий с христианским. »грища, устраивавшиес€ в честь €зыческих божеств, в ѕольше существовали даже и по истечении п€ти веков с прин€ти€ христианства; по словам польского историка ƒлугоша50)[ 50) ƒлугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. ќн родилс€ в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посв€щен в сан каноника. — 1448 года началась его дипломатическа€ карьера, приблизивша€ его к королевскому двору. — 1467 года на ƒлугоша был возложен труд обучени€ королевских детей. ѕеред смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посв€щение его в этот сан: он умер в 1480-м году. ¬о все врем€ своей дипломатической и педагогической де€тельности он ревностно трудилс€ над историческими пам€тниками родины. »з трудов его - самый капитальный «»стори€ ѕольши», доведенна€ «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столети€. ¬с€ истори€ польского народа исследуетс€ ƒлугошем - как предмет прославлени€ ѕольши и урок служени€ государства ÷еркви и ее задачам] они назывались «—тадом». ¬ Ћитве они существовали еще дольше. Ќа Ѕелой –уси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обыча€х вообще и св€занных с празднованием “роицына дн€ наособицу.

—уществует поверье, что слав€нские нимфы и на€ды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выход€т из воды. Ќакануне “роицына дн€, по малорусскому поверью, убегают они в пол€ и завод€т свои ночные игры. - «Ѕух! Ѕух! —оломенный дух!» - будто бы кричат они: - «ћене мати породила, некрещену положила!» –усалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихс€ мертвыми или умерших некрещеными. ќни, начина€ с ««еленых —в€ток» до ѕетрова дн€, живут в лесах, ауканьем и смехом зазыва€ к себе путников, которых защекочивают до смерти. Ќа зеленой русальной неделе в ћалороссии никто не купаетс€ - из опасени€ попасть к ним в руки; —емик слывет здесь «великим днем русалок». ѕредохранительным средством от русалочьих чар считаетс€ полынь и трава «зар€». ¬ „ерниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгон€ли - целой деревнею - парни и девушки. ¬ —пасском уезде –€занской губернии следующее за “роицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаютс€ здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

¬ старину против поверь€ о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в €зыческом суеверии. ¬ противовес народному празднованию разгульного —емика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Ќо не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро смен€ли слезы и рыдани€ в тот же самый день.

»з стародавних обычаев, св€занных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. ћногое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. ¬ ≈нисейской губ. (ћинусинск, окр.) кресть€нки, выбрав на —емик кудр€вую березку и срубив ее, нар€жают в свое лучшее платье и став€т в клеть до “роицы, а затем - с песн€ми - унос€т ее к реке. ¬  азанской губ. („истопольск. у.) накануне “роицы совершаетс€ игрище в честь €зыческого бога ярилы. ¬ ѕензенской и —имбирской губерни€х на следующий за “роицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сход€тс€ и, назвав одну из подруг « остромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. «атем сами купаютс€ и возвращаютс€ домой, где переодеваютс€ во все праздничное и вод€т хороводы до глубокой ночи. ¬ ќрловской губ. в “роицын день «мол€т коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. ¬ ѕсковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Ёто называетс€ - «глаза у родителей прочищать». ¬о многих местност€х на –уси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. ƒевушки собирались на лугу и, сойд€сь в круг, медленно двигались с песн€ми. ¬округ сто€ли женихи и «высматривали» невест.

ћногие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. “роицын день во времена московских царей все€ –уси сопровождалс€ особой торжественностью в царском обиходе. ÷арь-государь в этот великий праздник «€вл€лс€ народу». ÷арский выход был обставлен по особому уставу. Ўел государь в нар€де царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перев€зь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и камень€ми. ¬енценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. »х окружала блест€ща€ свита из бо€р, разодетых в золотые фер€зи. ¬о врем€ следовани€ цар€ к обедне свита царска€ шла р€дом: люди меньших чинов - впереди, а бо€ре и окольничие - сзади государ€. ѕостельничий со стр€пчими нес «стр€пню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дожд€ и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

¬о всем блеске царского облачени€ входил государь в ”спенский собор - в сопровождении бо€р и всех людей ближних. ¬переди всего шестви€ стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). ÷арский выход возвещалс€ гулким звоном с »вана ¬еликого «во все колокола с реутом»; звон прекращалс€, когда государь вступал на свое царское место. Ќа ступен€х этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государ€. “оржественно шла обедн€. ѕо окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. —мешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропл€ли его розовою водой. ¬з€тым от государ€ листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. ќстаток раздавалс€ бо€рам и другим богомольцам, по всему храму. √осударь преклон€л колена и - как говорилось в то врем€ - «лежал на листу», благоговейно внима€ словам молитвы.  огда кончалась Ѕожественна€ служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «€вл€лс€ народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращалс€ во свои палаты царские.  олокольный звон не смолкал во все врем€ его следовани€ от собора до дворца.

 ƒл€ игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. «десь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставл€ть «потеху» и «затеи веселы€». ÷аревен увесел€ли сенные девушки, «игрицы», которыми - веро€тно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это врем€ под березками над водою по всей –уси, справл€вшей свои стародавние игрища во славу «—емика честного» и “роицы - «еленых —в€ток.

Ќародные обычаи и приметы на “роицу
“роица -воскресенье, п€тидес€тый день после ѕасхи, праздник в честь ќтца и —ына и —в€того ƒуха. ƒругие его названи€ - ƒень св€той “роицы, ƒень сошестви€ —в€того ƒуха, ѕ€тидес€тница.
ѕо церковному календарю. ƒень св€той “роицы называетс€ также днем сошестви€ —в€того ƒуха на апостолов.
ѕ€тидес€тница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в пам€ть даровани€ народу «акона при горе —инае.

ѕо преданию, в этот день совершилось сошествие —в€того ƒуха на апостолов.
”ченики »исуса собрались тогда все вместе. ¬незапно раздалс€ шум с неба, как бы от сильного ветра. явились в этот момент €зыки и сошли на каждого из учеников.

» начали говорить они на разных €зыках. ћного€зычие было ниспослано дл€ того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. »удейский праздник ѕ€тидес€тницы перешел в христианскую церковь.

ѕо народному календарю. “роицын день можно с полным основанием назвать зелеными св€тками. ¬ этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. ѕолевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами дл€ разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на гр€дах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
ƒеревь€ возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и кос€ки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (вс€кий, выход€ из церкви, старалс€ захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскип€тить с водой и пить как целебную). »з листьев деревьев, сто€вших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
¬оскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

¬ деревн€х с утра пекс€ каравай и созывали гостей, дл€ которых уже были сплетены венки из цветов и березы. ј после обеда дл€ молодежи начиналось самое веселье. Ѕабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. ƒевушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. “роицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение дл€ будущей брачной жизни. —катертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого).  аравай засушивалс€ в сухари и хранилс€ до свадьбы. —ухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. — помощью венков осуществл€лось и гаданье, которое в "зеленые св€тки" играло столь же важную роль, что и в зимние. ¬ “роицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудетс€, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. ј вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. ≈сли венок поплыл - это благопри€тный знак, если завертелс€ на месте - расстроитс€ свадьба или начнутс€ нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. ј если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. ѕосле гадани€, радостные или опечаленные, расходились по домам. ј на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - ƒень —в€того ƒуха, или ƒухов ƒень, с которого, по народным приметам, наступало насто€щее теплое лето.

Ѕереза
Ѕереза стала символом праздника, веро€тно, потому, что она одна из первых одевалась в €ркую нар€дную зелень. Ќе случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Ѕерезовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе сто€ли с березовыми ветками, вер€, что они обладают целебной силой. ¬ троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стара€сь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
«авить березку - обр€д из далекой древности. ƒевушки верили, что св€жут крепко-накрепко думы свои с полюбившимс€ парнем.
»ли, завива€ ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровлени€. Ѕерезовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. ÷елительным считалс€ и настой из листьев березы. ¬етки березы использовали наши предки и в качестве оберега от вс€ких нечистых духов. ƒо сих пор в пазы углов дома в ¬ологодской области кресть€не втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
ѕосле обедни девушки мен€ли свой нар€д, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. ѕрид€ туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. ¬се девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. ѕотом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. “аким образом они обносили березку вокруг всей деревни. Ќа одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы.   ним присоедин€лись парни.   вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «“опи, —емик, топи сердитых мужей!» - и несчастна€ березка плыла туда, куда несло ее течение воды (¬ладимирска€ губерни€.)

¬ этот день девушки расставались с венком, сплетенным в —емик. Ѕросали его на воду и наблюдали. ѕлохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. ≈сли венок приставал к другому берегу - любовь девичь€ привьетс€, пристанет к сердцу любого парн€.
ћолодежь Ќовгородчины совершала обр€д, приноровленный именно к “роице, называемый «тр€сти порох». ¬о врем€ гул€нь€ на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тр€с им над головой и громко кричал: «ѕорох на тубе, жена мужа не любит». Ќа этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, клан€лась ему в по€с, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее по€влени€, брала мужа за уши, трижды целовала и снова клан€лась ему и во все четыре стороны. ѕри этом вслух посел€не оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. ћолодицы обычно стесн€лись и говорили: « огда тр€сут порох, лучше бы провалитьс€ сквозь землю».
¬ “роицу совершалс€ обр€д поминовени€ усопших. “олько на “роицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. “ак, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую €му. Ќа троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.
—тарушки в “роицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родител€м пречищать".

Ќа “роицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и дл€ посева сем€н овощей.

ѕриметы
Ќа “роицу дождь - много грибов.
ќт “роицы до ”спени€ хороводов не вод€т.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку