-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54572

ќпальные продукты в истории –оссии

¬торник, 11 јвгуста 2015 г. 15:42 + в цитатник
 

јжиотаж по поводу уничтожени€ санкционных продуктов не стихает. «—кандальные» продукты были в –оссии и раньше. «а употребление некоторых  можно было поплатитьс€ жизнью, а что-то из привычной ныне еды долгое врем€ считалось «бесовским» и €довитым.

 
“абак: безносые курильщики

 

ќпальные продукты в истории –оссии

¬первые табак на –уси по€вилс€ в XVI-XVII веках. ѕри »ване √розном и его преемниках табак привозили английские купцы, попадал он в ћосковию в багаже офицеров-наемников, с отр€дами интервентов и казаков во времена —муты.

—мута закончилась – стали пресекатьс€ и все, по тогдашним меркам, атрибуты свободомысли€: при царе ћихаиле ‘едоровиче –оманове табак попал в жесточайшую опалу.

ѕосле сильного пожара в ћоскве в 1634 году, причиной которого признали курение, запрет на него был введен под страхом смертной казни.

Ќа деле, ослушавшихс€ казнили редко, чаще всего курильщику грозило «всего лишь» «урезание» носа. „то ж, современный ћинздрав не оригинален в своих предупреждени€х: и в XVII веке курение убивало и наносило видимый вред здоровью.

ѕравительство јлексе€ ћихайловича в 1646 году монополизировало продажу табака, резонно усмотрев в этом государственную выгоду. ќднако могущественный патриарх Ќикон, оказывавший огромное вли€ние на молодого цар€, добилс€ восстановлени€ драконовских мер против «богомерзкого зель€».

¬ —оборном ”ложении 1649 года предписывалось курильщиков наказывать битьем батогами, вырыванием ноздрей и ссылкой, причем это касалось и женщин.

“олько в 1716 году на ”краине была основана перва€ российска€ табачна€ мануфактура. „уть позже они по€вились в ѕетербурге и ѕодмосковье. “абак малороссийский в те времена отличалс€ столь высоким качеством, что поставл€лс€ даже за рубеж.

 
2
“ел€тина: непростительное расточительство

“ел€тина с хреном, запеченные ребрышки, тел€тина с грибами в горшочке – от одних названий текут слюнки! Ќа прот€жении долгого времени подобные кушань€ были недоступны дл€ наших предков. » дело не том, что тел€та были неприкосновенными, а в бережливости русских кресть€н.

ћного веков подр€д на –уси существовал запрет на употребление в пищу тел€тины.

ѕервоначально он был вызван заботой кресть€нина о сохранении молодн€ка, — в убое теленка с целью полакомитьс€ его нежным м€сом он видел непростительное расточительство. «атем этот обычай стал традицией и прин€л характер мистического запрета.

ќб этом писали и иностранные гости нашей страны, например, ∆ак ћаржерет: «„то касаетс€ быков и коров, то они размножаютс€ так же поразительно, поскольку во всей –оссии совсем не ед€т тел€тины…».

“олько в конце XVIII века тел€тина стала блюдом пиршественных столов знати, а позже по€вилась и на столах более скромных.

3
“оматы: Ћюбовь и помидоры

 

«ј € – томат!» — восклицал умилительный карапуз в телевизионной рекламе: сегодн€ красные плоды известны и любимы людьми всех возрастов, но когда-то этот овощ не мог зан€ть место на столе наших предков.

ќфициально помидоры никогда не были запрещены, но съедобными их признали совсем не сразу.

ƒолгое врем€ их считали €довитыми, у томатов даже закрепились народные прозвища: их называли «бешеными €годами», «греховными плодами» и «псинками».

¬ –оссию помидоры попали предположительно во второй половине XVIII века из ≈вропы. »значально томаты на –уси использовали как украшение дл€ изгородей, садовых беседок. —очетание темно-зеленой ботвы и красных плодов нравилось хоз€йкам: горшочки с ростками помидоров использовали как домашние растени€, на подоконниках.

—реди двор€н при российском императорском дворе было прин€то дарить возлюбленным небольшие кустики помидоров в знак вечной любви и верности.

„уть позже были открыты целебные свойства томатов: кашица из протертых плодов считалась лучшим лекарством от ран. » только на рубеже XVIII-XIX веков томаты были причислены к числу съедобных культур. Ўирокое же распространение этой €годы началось только после ¬торой мировой войны.

4
 офе: п€ть чашек дл€ императрицы

 офе был под запретом во многих странах в разные годы: от јрабских берегов до ≈вропы он считалс€ «дь€вольским зельем».

јнглийские леди находили, что напиток этот «иссушает» в их мужь€х влечение к супругам.

–осси€ недаром снискала славу государства парадоксального, нестандартной была и ситуаци€ с по€влением кофе на –уси. ѕо сути, у нас его не запрещали, а даже…заставл€ли пить.

¬ эпоху правлени€ ѕетра I кофе получил свое распространение по всей –оссии. —ам ѕетр пристрастилс€ к «тонизирующему зелью» во врем€ поездки в √олландию.

ѕо приезду он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамбле€х. » даже больше — кофе стали предлагать при входе в  унсткамеру. Ќо питие на –уси хватало национальных напитков: квасы, сбитни, трав€ные настойки и отвары, а безумно дорогие бобы особо не прельщали люд.

¬ народе же считалось, что кофе дан самим дь€волом. ƒаже бытовали поговорки вроде: «„ай прокл€т на трех соборах, а кофе на семи».

—амым страстным любителем кофе оказалась императрица ≈катерина II. „тобы сварить дл€ императрицы п€ть чашек, повара использовали 400 г молотых зерен — менее крепкий напиток она не признавала.

5
„ай: не забыть посолить

–усский стол и сельска€ жизнь сегодн€ неотделимо ассоциируютс€ с чаепитием, самоваром и задушевными беседами долгими зимними вечерами. Ќо чай, столь любимый сегодн€ во всем мире, в –оссии прин€ли не сразу.

¬ народе даже бытовали пословицы о «греховных» напитках: « то пьет чай, отчаиваетс€ от Ѕога, кто пьет кофе — налагает ков на ’риста».

¬ 1638 году царский стольник ¬асилий —тарков, будучи послом в ћонголии, впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось. ”видев это, јлтын-хан послал русскому царю ћихаилу ‘едоровичу несколько пудов ча€.

ѕоначалу российские двор€не не разобрались, что с ними делать. Ќо потом решили залить кип€тком и напиток стал одним из любимейших на царском столе.

ƒл€ кресть€н заморска€ заварка была недоступна, она использовалась лишь в особых случа€х. ѕоэтому возникло выражение «чайком побаловатьс€». ћногие бедн€ки даже не знали, как заваривать чай. ѕо этому поводу ¬асилием ∆уковским были написаны такие шуточные стихи:

–аз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
ј € отроду не знаю, как же этот чай варить
¬з€л тогда, налил водички, всыпал чай € весь в горшок.
» приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

–азлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
ќстудил его немножко. Ќа господский стол подал.
√ости с барином плевались. —ам он ажно озверел
», отправив на конюшню, мен€ выпороть велел.

ƒолго думал, удивл€лс€: “„ем же мог не угодить?”
ј потом-то догадалс€, что забыл € посолить.

6
 артофель: дь€вольска€ сила

 артофель, как позже назовут его «второй хлеб», в –оссии не то чтобы был запрещен, но приживалс€, а точнее приедалс€, он в народной среде долго.

¬ –оссию он был завезен поздно, в самом начале XVIII столети€. —делал это признанный любитель заморских кушаний ѕетр I. ѕопробовав блюда из корнеплода в √олландии, он распор€дилс€ о доставке в –оссию мешка клубней дл€ посадки и выращивани€.

¬ нашей земле картофель прижилс€ очень хорошо, но российские кресть€не испытывали страх перед неизвестным растением и зачастую отказывались его выращивать.

  тому же первое врем€ часты были случаи отравлени€. Ёто происходило, как правило, из-за неумени€ правильно употребл€ть корнеплод.  ресть€не ели €годы, напоминающие мелкие помидоры, которые, как известно, не пригодны дл€ пищи и даже €довиты.

Ќе нравилось народному уху и название: земледельцы прознали, что слово «картофель» происходит от немецких слов «крафт тойфель», что означает «дь€вольска€ сила».

Ѕытует забавна€ истори€-миф о том, как ѕетр повышал попул€рность картофел€. ÷арь приказал засадить пол€ картофелем и приставить к ним вооруженную охрану, котора€ должна была целый день напролет стеречь пол€, а на ночь расходилась спать. —облазн был велик, кресть€не из близлежащих селений не могли удержатьс€ и воровали картофель, ставший дл€ них сладким запретным плодом, дл€ посадки на своих участках.

7
 онина: до по€влени€ машин

 онину человек начал употребл€ть в пищу много тыс€челетий назад. ƒика€ лошадь была добычей дл€ первобытных охотников. ƒа и приручили ее как источник съедобного м€са. ¬ I веке нашей эры ÷ерковь ’ристова сохран€ла ветхозаветный запрет есть конское м€со.

ƒолгое врем€ во всем мире коней не пускали на м€со из-за их хоз€йственной ценности. — по€влением в XIX веке машин, запрет на потребление в пищу конины был сн€т, на –уси это произошло в 1867 году. ѕосле того, как по ≈вропе прокатились эпидемии заболеваний крупного рогатого скота, продажи конины стремительно возросли.

Ќо к конине до сих пор относ€тс€ с предубеждением: дл€ многих росси€н кушать м€со лошади, котора€ воспринимаетс€ как друг человека, неприемлемо.

¬ некоторых англо€зычных странах существует запрет на употребление этого м€са. Ёто м€со также запретно дл€ ортодоксальных евреев.

 стати, среди европейцев распространен миф о плохом вкусе конины. —в€зано это с тем, что во врем€ отступлени€ из ћосквы солдаты Ќаполеона ели павших лошадей, использу€ вместо соли и приправ порох, что вызывало многочисленные пищевые отравлени€.

—ергей Ќиконов

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку