-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54809

 ультовые символы в истории человечества

—уббота, 15 јвгуста 2015 г. 09:11 + в цитатник
 

—имволы - самый международный и вневременной €зык. ћы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. ќднако символы в ходе своей тыс€челетней истории могли мен€ть значение на противоположное.

»нь-€н

 ультовые символы в истории человечества

 

¬рем€ по€влени€: ѕо словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук јлексе€ ћаслова символизм инь-€н возможно был заимствован даосами от буддистов в I—III веках: «их привлекала буддийска€ рисованна€ символика — и в даосизме по€вилась сво€ «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и €н».

√де использовалс€:  онцепци€ »нь-€н €влетс€ ключевой дл€ даосизма и конфуцианства, учение о инь-€н - одна из основ традиционной китайской медицины.

«начени€: ¬ « ниге перемен» €н и инь служили дл€ выражени€ светлого и тЄмного, твЄрдого и м€гкого. ¬ процессе развити€ китайской философии €н и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дн€ и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

ѕервоначально «инь» означало «северный, теневой», а «€н» — «южный, солнечный склон горы». ѕозднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «€н» — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

явл€€сь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепци€ инь-€н раскрывает два положени€, объ€сн€ющих природу ƒао. ¬о-первых, всЄ посто€нно мен€етс€. ¬о-вторых, противоположности взаимодополн€ют друг друга (не может быть чЄрного без белого, и наоборот). ÷елью человеческого существовани€, таким образом, €вл€етс€ баланс и гармони€ противоположностей. Ќе может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

 

ћаген ƒавид

 

¬рем€ по€влени€: ƒостоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещЄ в Ѕронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от »ндии до Ѕлижнего ¬остока.

√де использовалс€: ¬ ƒревней »ндии гексаграмма называлась јнахатой или јнахатой-чакрой. Ўестконечна€ звезда была известна на древнем Ѕлижнем и —реднем ¬остоке. ¬ исламской традиции, в ћекке главную мусульманскую св€тыню –  аабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
—в€зывать шестконечную звезду с еврейством стали только в —редневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречаетс€ намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображени€ гексаграммы по€вл€ютс€ в еврейских св€щенных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до √ермании. Ўестконечна€ звезда встречаетс€ на флагах мусульманских государств  арамана и  андара.

—уществует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода ƒавида аль-–ои, жившего в »ране, одного из претендентов на роль ћашиаха. Ётим иногда пытаютс€ объ€снить происхождение прин€того названи€ гексаграммы: маген ƒавид, или «щит ƒавида».

—емейство –отшильдов, получив двор€нский титул, включило маген ƒавид в свой фамильный герб. √енрих √ейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными стать€ми. ¬последствии она была прин€та в качестве символа сионистского движени€.

«начени€: ¬ »ндии гексаграмма јнахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Ўива) и женского (Ўакти) начал. Ќа —реднем и Ѕлижнем ¬остоке гексаграмма была символом богини јстарты. Ўестиконечна€ звезда включена в символику  аббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваютс€ в качестве нагл€дного символа сфирот.

¬ двадцатые годы ’’ века ‘ранц –озенцвейг трактовал маген ƒавид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношени€х между Ѕ-гом, человеком и мирозданием.

—в€зь шестиконечной звезды с евре€ми окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в √ермании. ∆елтый маген ƒавид стал символом холокоста.

 адуцей

 

¬рем€ по€влени€: ƒостоверно врем€ по€влени€ кадуце€ неизвестно. ќчевидно, что это очень древний символ. ќн встречаетс€ и на пам€тниках ƒревней »ндии и ƒревнего ≈гипта, ‘иникии и Ўумера, ƒревней √реции, »рана, –има и даже ћезоамерики.

√де использовалс€:   адуцей - и сегодн€ один из самых распространенных в геральдике символов. ¬ форме кадуце€ был жезл глашатаев у греков и римл€н (жезл √ермеса).  огда их посылали в непри€тельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

¬ оккультизме кадуцей считаетс€ символом ключа, отвор€ющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

— XIX века изображение кадуце€ часто используетс€ в р€де стран (например, в —Ўј) как символ медицины, что €вл€етс€ результатом распространЄнной ошибки по причине его сходства с посохом јсклепи€.

»зображение кадуце€ как атрибута бога торговли, традиционно используетс€ в символике “оргово-промышленных палат р€да стран мира, в том числе и –оссии.
ƒо революции и в несколько периодов после неЄ перекрещЄнные кадуцеи использовались как таможенна€ эмблема.

—егодн€ кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему ‘едеральной таможенной службы и €вл€етс€ одним из геральдических символов арбитражных судов, ‘едеральной налоговой службы –‘ и √осударственной налоговой службы ”краины. — сент€бр€ 2007 года кадуцей используетс€ в эмблеме российского ‘едерального фонда об€зательного медицинского страховани€.
¬ геральдике кадуцей использовалс€ в исторических гербах следующих городов –оссийской империи: Ѕалты, ¬ерхнеудинска, ≈нисейска, »рбита, Ќежина, “аганрога, “ельшева, “ифлиса, ”лан-”дэ, ‘еодосии, ’арькова, Ѕердичева, “ального.

«начение: —тержень кадуце€ символически св€зан с древом жизни, осью мира, а змеи — с циклическим возрождением ѕрироды, с восстановлением универсального ѕор€дка, когда он нарушаетс€.

«меи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на св€зь неба и земли, Ѕога и человека (крыль€ на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) — все, что рождаетс€ на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подн€тьс€ к небу.

ќ ћеркурии говоритс€, что он своим посохом — который с тех пор считаетс€ символом мира, согласи€, — разделил двух дерущихс€ змей. ƒерущиес€ змеи — это беспор€док, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. “огда, объединившись, они уравновес€т ќсь мира, и вокруг нее из ’аоса будет создан  осмос, гармони€. »стина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по пр€мой дороге, которую символизирует ось кадуце€.

 адуцей в ведической традиции также трактуетс€ как символ «меиного ќгн€, или  ундалини. ќбвива€сь вокруг центральной оси, змеи соедин€ютс€ в семи точках, их св€зывают с чакрами.  ундалини, «меиный ќгонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпаетс€, восходит по позвоночнику по трем пут€м: центральному, Ўушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиес€ спирали, — ѕингале (это права€, мужска€ и активна€, спираль) и »де (лева€, женска€ и пассивна€).

’ризма

¬рем€ по€влени€: ƒостоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещЄ во врем€ жизни апостолов, то есть в I веке. ¬ христанских гробницах этот символ встречаетс€ с III века н.э.

√де использовалс€: —амое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского –има. ¬первые символ был введЄн императором  онстантином ¬еликим после того, как накануне битвы у ћульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Ћабарум  онстантина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «—им побеждай», букв. «Ётим побеждай»). ѕервое упоминание о лабаруме содержитс€ у Ћактанци€ (ум. ок. 320 года).

«начени€: ’ризма - монограмма имени ’риста, котора€ состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещЄнных между собой. ѕо кра€м монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. ќни восход€т к тексту јпокалипсиса: «јз есмь јльфа и ќмега, начало и конец, говорит √осподь,  оторый есть и был и гр€дет, ¬седержитель».

–€д позднейших исследователей разгл€дел в буквах – и ’, заключенных в круг, древний €зыческий символ —олнца. ѕо этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

ќм

 

 

¬рем€ по€влени€: —ам символ по€вилс€ в период формировани€ слогового алфавита письма ƒевана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

√де использовалс€: «ќм» в качестве символа, обозначающего св€щенный звук «ќм» используетс€ в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. ¬ насто€щее врем€ «ќм» уже стал частью попкультуры, его нанос€т в качестве принта на одежду, делают татуировки. «ќм» изображен на альбомах ƒжорджа ’аррисона, мантра «ќм» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «ћатрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

«начени€: ¬ индуистской и ведийской традиции «ќм» — сакральный звук, изначальна€ мантра, «слово силы». „асто интерпретируетс€ как символ божественной триады Ѕрахмы, ¬ишну и Ўивы.
¬ индуизме «ќм» символизирует три св€щенных текста ¬ед: –игведа, яджурведа, —амаведа, сам по себе €вл€етс€ св€щенной изначально мантрой, символизирующей Ѕрахман. “ри его составл€ющих (ј, ”, ћ) традиционно символизируют —оздание, ѕоддержание и –азрушение — категории космогонии ¬ед и индуизма.

¬ буддизме три звука слова «ќм» могут олицетвор€ть “ело, –ечь и ”м Ѕудды, “ри тела Ѕудды (ƒхармакаю, —амбхогакаю, Ќирманакаю) и три драгоценности (Ѕудду, ƒхарму, —ангху). ќднако буддолог ≈вгений “орчинов отмечал, что слог «ќм» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представл€ют собой в маха€нской традиции «св€щенную непереводимость».

 

 

»хтис

 

 

¬рем€ и место происхождени€: »зображени€ акронима ΙΧΘΥΣ ( с греч.»исус ’ристос Ѕожий —ын —паситель) или символизирующей его рыбы впервые по€вл€ютс€ в римских катакомбах во II веке. ќ широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нЄм у “ертуллиана в начале III века: «ћы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемс€ в воде и можем спастись не иначе, как пребыва€ в воде».

√де использовалс€: јкроним »хтис стали использовать первые христиане, поскольку изображени€ ’риста по причине гонений были недопустимы.

«начени€: —имволика рыбы св€зывалась в Ќовом «авете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. »исус ’ристос в ≈вангелии от ћатфе€ называл своих учеников «ловцами человеков», а ÷арствие Ќебесное уподобл€л «неводу, закинутому в море и захватившего рыб вс€кого рода». »хтис также ассоциировалс€ с јльфой из слов »исуса ’риста: «я ≈смь јльфа и ќмега, начало и конец, первый и последний».

¬ конце XX века ихтис стал попул€рным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеива€ на свои машины знак рыбы со словом «ƒарвин» и маленькими ножками.

„аша √игеи

 

 

 

¬рем€ и место происхождени€: ƒревн€€ √реци€. III-I тыс. до н.э.

√де использовалс€:  √иге€ в греческой мифологии была богиней здоровь€, дочерью или женой бога врачевани€ јсклепи€. ќт еЄ имени произошло слово «гигиена». „асто она изображалась в виде молодой женщины, корм€щей змею из чаши фиалы. «ме€ была в греческой мифологии также символом богини јфины, котора€ нередко изображалась в виде √игеи и наоборот.

«начени€: ¬ ƒревней √реции √иге€ олицетвор€ла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. » если јсклепий начинал действовать, когда пор€док нарушен, то √игие€ поддерживала пор€док-закон, который царит первоначально.

«ме€ в древних традици€х символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. »х олицетвор€л и ее раздвоенный €зык, и €довитость ее укусов нар€ду с целебным действием €да, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

«ме€ изображалась на походной аптечке римского военного врача. ¬ —редние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекар€ми италь€нского города ѕаду€, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратилс€ в общеприн€тый медицинский знак.

„аша со змеей и в наше врем€ считаетс€ символом медицины и аптечного дела. ќднако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевани€ считалась зме€, котора€ обвиваетс€ вокруг посоха. Ёто изображение было прин€то в середине ¬ќ« при ќќЌ на I ¬семирной ассамблее в ∆еневе в 1948 году. “огда была утверждена международна€ эмблема здравоохранени€, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

 

–оза ветров


ƒата возникновени€: ѕервое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
√де использовалс€: »значально роза ветров использовалась мореходами —еверного полушари€.
«начение: –оза ветров – векторный символ, придуманный в средние века дл€ помощи мореходам. –оза ветров или компасна€ роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлени€ми. “ем самым она раздел€ет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. ¬ XVIII – XX веках мор€ки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. ќни считали, что такой талисман поможет им вернутьс€ домой. ¬ наше врем€ розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

 

 олесо с 8 спицами


ƒата возникновени€: около 2000 года до н.э.
√де использовалс€: ≈гипет, Ѕлижний ¬осток, јзи€.
«начение:  олесо – символ солнца, символ космической энергии. ѕочти во всех €зыческих культах колесо €вл€лось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, посто€нное перерождение и обновление.
¬ современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. ¬ буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасени€, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, врем€ и судьбу.
—уществует также пон€тие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы.  ¬ √ерма­нии в —редние века колесо с 8 спицами св€зывалось с јхтвен, магическим рунным заклинанием. ¬о времена ƒанте  о­лесо ‘ортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­р€ющихс€: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть.  олесо ‘ортуны входит в —тарший јркан “аро, часто вместе с вознос€щейс€ и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Ѕоэцием.  арта “аро  олесо ‘ортуны продолжает изображать эти фигуры.

 

    ”роборос


ƒата возникновени€: первые изображени€ уробороса датируютс€ 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
√де использовалс€: ƒревний ≈гипет, ƒревн€€ √реци€, ћесоамерика, —кандинави€, »нди€,  итай.
«начение: ”роборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередовани€ жизни и смерти. »менно так воспринимали уробороса в ƒревнем ≈гипте и ƒревней √реции.

¬ христианстве символ изменил свое значение, так как в ¬етхом «авете змей символизировал зло. “аким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Ѕиблии знак равенства. ¬ гностицизме уроборос олицетвор€ет одновременно и добро, и зло.

   —ерп и молот


ƒата возникновени€: в государственной геральдике - 1918 год.
√де использовалс€: ———– и различные коммунистические партии мира
«начение: ћолот со средних веков €вл€лс€ ремесленной эмблемой. ¬о второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. ¬ русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовалс€ в гербах различных городов. Ќо с 1918 года эти два знака соедин€ютс€ в один, приобрета€ новый смысл. —ерп и молот стали символом прав€щего рабочего класса, союза рабочих и кресть€н.

 

јвтором серпа и молота как единого символа стал художник ≈вгений  амзолкин. ќн работал над созданием плаката к празднованию ƒн€ солидарности труд€щихс€ в 1918 году. ћысль к художнику пришла спонтанно.

ћомент создани€ символа был так описан —ергеем √ерасимовым, автором знаменитого полотна «ћать партизана»: «—то€щий р€дом со мной ≈вгений  амзолкин, задумавшись, сказал: - ј что если попробовать такую символику? - ѕри этом он стал ходить по холсту. - ¬от так изобразить серп - это будет кресть€нство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

—ерп и молот в тот же день послали из «амоскворечь€ в ћоссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. ƒалее этот символ был перенесЄн на государственный герб —оветского —оюза, а им€ художника было забыто на долгие годы. ¬спомнили о нЄм лишь только в послевоенное врем€. ≈вгений  амзолкин жил спокойной жизнью в ѕушкино и не претендовал на авторские отчислени€ за столь котируемый символ.

   Ћили€


ƒата возникновени€: в геральдике лили€ используетс€ с 496 года н.э.
√де использовалс€: ≈вропейские страны, особенно – ‘ранци€.
«начение: ѕо легенде, королю франков ’лодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратилс€ в христианство. Ќо лилии стали объектом почитани€ гораздо раньше. ≈гипт€не считали их символом чистоты и невинности. ¬ √ермании верили, что лили€ символизирует загробную жизнь и искупление грехов. ¬ ≈вропе, до эпохи ¬озрождени€, лили€ была знаком милосерди€, правосуди€ и сострадани€. ќна считалась королевским цветком.  —егодн€ лили€ – усто€вшийс€ знак в геральдике.
ѕоследние исследовани€ показали, что геральдическа€ лили€, в ее классическом виде, на самом деле €вл€етс€ стилизованным изображением ириса.

 

 

 

ѕолумес€ц

ƒата возникновени€: приблизительно 3500 год до н.э.
√де использовалс€: серп полумес€ца был атрибутом почти всех лунных божеств. ќн был распространен в ≈гипте, √реции, Ўумере, »ндии, ¬изантии. ѕосле завоевани€  онстантинопол€ мусульманами, полумес€ц стал прочно ассоциироватьс€ с исламом.
«начение: ¬о многих религи€х полумес€ц символизирует посто€нное возрождение и бессмертие. ’ристиане почитали полумес€ц как знак ƒевы ћарии, а в западной јзии верили, что серп луны €вл€етс€ знаком космических сил. ¬ индуизме полумес€ц считали символом контрол€ над умом,  а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождени€. ѕолумес€ц со звездой означал рай.

  ƒвуглавый орел


ƒата возникновени€: 4000-3000 год до н.э.
√де использовалс€: Ўумер, ’еттское царство, ≈врази€.
«начение: ¬ Ўумере двуглавый орел имел религиозное значение. ќн был сол€рным символом – одним из образов солнца. ѕриблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовалс€ различными странами и кн€жествами в качестве герба. ƒвуглавого орла чеканили на монетах «олотой ќрды, в ¬изантии он был символом династии ѕалеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. ƒвуглавый орел изображалс€ на гербе —в€щенной –имской »мперии. ѕо сей день этот символ €вл€етс€ центральным изображением гербов многих стран, в том числе – –оссии.

  ѕентакль

ƒата возникновени€: первые изображени€ датируютс€ 3500 годом до н.э.
√де использовалс€: Ќачина€ с древних шумеров, этот знак использовала почти кажда€ цивилизаци€
«начение: ѕ€тиконечна€ звезда считаетс€ знаком защиты. ¬авилон€не использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали п€тиконечную звезду с п€тью ранами на теле ’риста, а магам средневековой ≈вропы пентакль был известен под названием «печать цар€ —оломона». «везда до сих пор активно используетс€ как в религии, так и в символике разных стран.

 —вастика

ƒата возникновени€:  ѕервые изображени€ датируютс€ 8000 годом до н.э.
√де использовалс€: ¬ ¬осточной ≈вропе, «ападной —ибири, —редней јзии, на  авказе, в доколумбовой јмерике. »сключительно редко встречаетс€ у египт€н. —реди древних пам€тников ‘иникии, јравии, —ирии, јссирии, ¬авилона, Ўумера, јвстралии, ќкеании свастика обнаружена не была.
«начение: —лово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. «начений  у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, —олнце, свет, благополучие.
»з-за того, что свастику использовали в фашистской √ермании, этот символ начал стойко ассоциироватьс€ с нацизмом, не смотр€ на изначальный символ знака.

 ¬севид€щее око


ƒата возникновени€: 1510-1515 гг. н.э., но в €зыческих религи€х символ, подобный всевид€щему оку, по€вилс€ гораздо раньше.

√де использовалс€: ≈вропа, јзи€, ќкеани€, ƒревний ≈гипет.
«начение: ¬севид€щее око  - это знак всевид€щего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. ¬ ƒревнем ≈гипте аналогом ¬севид€щего ока €вл€лс€ ”аджет (глаз √ора или око –а), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. ¬севид€щее око, вписанное в треугольник, €вл€лось символом масонства. ¬ольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

 рест

ƒата возникновени€: приблизительно 4000 г до н.э.

√де использовалс€: ≈гипет, ¬авилон, »нди€, —ири€, ѕерси€, ≈гипт, —еверна€ и ёжна€ јмерика . ѕосле зарождени€ христианства, крест распространилс€ на весь мир.

«начение: ¬ ƒревнем ≈гипте крест считалс€ божественным знаком и символизировал жизнь. ¬ јссирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога —олнца. ∆ители ёжной јмерике считали, что крест отгон€ет злых духов.

— IV века крест перен€ли христиане, и его значение несколько изменилось. ¬ современном мире крест ассоциируетс€ со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

јнархи€

—очетание «ј в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под вли€нием каббалистической магии как первые буквы слов: «јльфа и ќмега», начало и конец.

¬ современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го »нтернационала в качестве обозначени€ крылатой фразы известного анархиста ∆. ѕрудона « јнархи€ – мать пор€дка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

ѕацифик

«наменитый символ был разработан в 1958 году в Ѕритании в разгар движени€ против €дерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетани€ «nuclear disarmament» - €дерное разоружение). ѕозднее стал использоватьс€ как символ всеобщего примирени€ и единства человечества.

 арточные масти

¬ классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

ƒревнейша€ европейска€ колода – италь€но-испанска€, перешедша€ непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

  современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. “ак, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листь€, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображени€ розы до сердца.  ажда€ масть символизировала феодальные сослови€: купечество, кресть€нство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.якорь

 

¬рем€ по€влени€: первые века нашей эры.

√де использовалс€: ¬сем известен символ €кор€ как морска€ эмблема. “ем не менее, в первые века новой эры €корь был тесно св€зан с христианством. ƒл€ ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, €корь олицетвор€л надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

¬ христианской иконографии €корь как эмблема безопасности, €вл€етс€ главным атрибутом св. Ќикола€ ћирликийского — покровител€ мор€ков. »ное значение следует приписать €корю полулегендарного папы  лимента (88?—97?). —огласно церковному преданию, в период гонений на христиан €зычники навесили папе €корь на шею и утопили его в море. ќднако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Ѕожий. ¬ этом мифическом подводном храме €кобы и было обнаружено тело св€того поборника веры.
«начени€: —уществует несколько значений €кор€. якорь €вл€етс€ св€щенным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением мор€ков. Ќа монетах √реции, —ириии,  арфагена, ‘иникии и –има €корь чаще других изображалс€ как символ надежды.

¬ искусстве ƒревнего –има €корь символизировал радость от возвращени€ домой после долгого странстви€. Ќа могилах I века изображение €кор€ ассоциировалось с образом церкви как корабл€, который несет души по бурному житейскому морю.

јпостол ѕавел в послании к евре€м сравнивал надежду с безопасным и крепким €корем. √реческое слово «ankura» (€корь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в √осподе.
¬ изобразительном искусстве –енессанса €корь также означает атрибут надежды. ќсобой попул€рностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическа€ эмблема, котора€ изображает дельфина с €корем. ƒельфин символизировал скорость, а €корь - сдержанность. ¬низу эмблемы сто€ла надпись : «поспешай медленно»

.

ќлимпийские кольца

¬рем€ по€влени€: ќлимпийска€ эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних ќлимпийских играх в јнтверпене.
√де используетс€: ќдна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из п€ти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнени€.  ольца расположены в W-образном пор€дке, цвета расположены в строгом пор€дке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
 акие были значени€: ≈сть несколько теорий происхождени€ и трактовани€ эмблемы ќлимпийских игр. ѕерва€ и основна€ верси€ гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение п€ти континентов, которое было придумано бароном ѕьером де  убертеном в 1913 году.

ƒо 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. ≈вропа обозначалась синим цветом, јфрика - черным, јмерика красным, јзи€ желтым, зеленым - јвстрали€, но в 1951 году решили отойти от такого распределени€ цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

ƒруга€ верси€ гласит, что иде€ п€ти разноцветных колец вз€та у  арла ёнга. ¬ период увлечени€ китайской философией он соединил круг (символ величи€ и жизненной энергии) с п€тью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огн€, земли и металла).

¬ 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из п€ти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земл€ - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Ёмблема п€ти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. ¬ нем заложена иде€ попул€ризации олимпийского движени€,равноправи€ каждой страны-участницы, справедливого отношени€ к спортсмену, здоровой конкуренции.

÷иркуль и Ќаугольник

¬рем€ по€влени€: √енри ”илсон  ойл в «ћасонской энциклопедии» утверждает, что ÷иркуль и Ќаугольник в переплетении по€вились на печати ложи јбердина в 1762 году.
√де используетс€: ѕри помощи циркул€ и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это €вл€етс€ отсылкой к седьмой проблеме ≈вклида, квадратуре круга. Ќо не стоит считать, что ÷иркуль и Ќаугольник об€зательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
«начени€: ¬ этой эмблеме ÷иркуль изображает небесный свод, а Ќаугольник - «емлю. Ќебо символически св€зано с местом, где ¬еликий —троитель ¬селенной чертит свой план, а «емл€ - это место, где человек выполн€ет свою работу. ÷иркуль, совмещенный с Ќаугольником один из самых распространенных символов масонства.

¬ центре эмблемы помещаетс€ буква G, значение которой многогранно. ќдно из значений €вл€етс€ сокращением от слова «геометр». — античных времен квадрат символизировал физическое тело, а круг был символом души. ѕоэтому становитс€ пон€тно, что ÷иркуль и Ќаугольник символизируют вечную душу во временном теле человека.

 

—майлик

 

¬рем€ по€влени€: ¬ 1963 году улыбающуюс€ рожицу нарисовал американский художник ’арви Ѕолл как символ рекламной акции компании State Mutual Life Assurance Cos. of America . Ќа разработку символа у художника ушло 10 минут, и ему заплатили 45 долларов

√де используетс€: ѕервый смайлик был прикреплен к булавке, то есть был выпущен в виде значка и его выдали сотрудникам компании State Mutual Life Assurance Cos. of America. «начки со майликами имели огромный успех. Ќо всемирно известным смайлик стал в 1970-е, когда ему придумали слоган «Have a happy day». — таким девизом улыбка сразу стала хитом и скоро смайлик по€вилс€ на эмблемах, открытках, бейсболках и футболках, словом на всем, что можно было продать.
«начени€:   компьютерному символу « 😊 « изобретение ’арви Ѕола не имеет отношени€. —читаетс€, что —котт ‘алман 19 сент€бр€ 18982 года первым предложил смайлик в том виде, в котором сегодн€ используют миллионы людей ежедневно.

 

«нак доллара


¬рем€ по€влени€: јмериканска€ валюта по€вилась в 1785 году.
√де используетс€: ƒоллар - основна€ денежна€ единица не только в —Ўј, но и во многих других странах. ѕоэтому знак $ используетс€ не только дл€ американского доллара, но и валют других стран, с добавлением уточн€ющих букв. Ќапример: Ѕарбадос - Bds$, јвстрали€ - Au$.
«начени€: Ќазвание «доллар» имеет не просто значение. ¬ его названии лежит слово... «…оахимсталер», монета XVII века, котора€ чеканилась в чешском городе …оахимстале. ƒл€ удобства название валюты сократили до «талер». ¬ ƒании из-за особенностей €зыка название монеты произносили как «далер», а в ¬еликобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

≈сли с названием все пон€тно, то происхождение значка $ по-прежнему остаетс€ загадкой. Ќаиболее похожей на правду считаетс€ следующа€ верси€: испанское сокращение «P's», когда-то обозначавшего валюту »спании, песо. ќт буквы P предположительно осталась вертикальна€ черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. ≈сть и конспирологическа€ верси€, по которой две черты - это √еркулесовы столбы.

ћарс и венера

¬рем€ по€влени€: »звестный знак ћарса ♂и ¬енеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник  арл Ћинней в 1751 году дл€ обозначени€ пола растений. — этих пор эти два символа называют гендерными.
√де используетс€: —имвол ¬енеры ♀ обозначает женское начало и используетс€ дл€ обозначени€ женщины, женского пола. —оответственно, символ ћарса ♂ олицетвор€ет мужское начало.
 акие значени€: ѕервые символы ћарса и ¬енеры по€вились античности. ∆енский знак ¬енеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. ≈го называют ««еркалом ¬енеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. ћужской знак ћарса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. ћарс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье ћарса”ќбъединенные символы ¬енеры и ћарса означают гетеросексуальность, любовь между представител€ми разных полов.

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Ludmam   обратитьс€ по имени —уббота, 15 јвгуста 2015 г. 09:30 (ссылка)
angreal, Ѕлагодарю-познавательно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wasilinka   обратитьс€ по имени —уббота, 15 јвгуста 2015 г. 11:03 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
agness214   обратитьс€ по имени —уббота, 15 јвгуста 2015 г. 12:05 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку