-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54813

ћифы, которые приписывают Ѕиблии

¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 09:24 + в цитатник

ћифы, которые приписывают Ѕиблии

ƒаже если предположить, что Ѕога нет, Ѕибли€ всЄ равно останетс€ важнейшей книгой в истории человечества.  ультура, философи€ и законы целых цивилизаций опирались на неЄ. ƒл€ верующих это св€щенна€ книга, дл€ неверующих — увлекательный и масштабный эпос, сборник древних мифов с битвами, драмами и чудесами.

Ќо мифы есть не только внутри Ѕиблии — не меньше мифов бытует вокруг неЄ. ћассова€ культура, фольклор и интерпретации богословов изменили наше представление о библейских геро€х и событи€х до неузнаваемости. »так, Ѕибли€ вовсе не утверждает, что…

…«≈ћЋя ѕЋќ— јя | ћиф

¬ отличие от мифологии древних индийцев или скандинавов, Ѕибли€ не описывает фантастический мир с гигантскими слонами на черепахе, обвивающими мир зме€ми или €сен€ми размером с галактику. ”поминаетс€ лишь, что Ѕог «восседает над кругом «емли», котора€ «повешена над ничем». Ёто можно трактовать по-разному — то ли диск, то ли шар в космическом пространстве. ћелькающие врем€ от времени термины типа «тверди» и «оснований «емли» тоже очень неопределЄнны.

јвторы Ѕиблии считали вопрос об устройстве ¬селенной неважным — к счастью дл€ потомков. “уманность формулировок позвол€ет христианству тыс€челети€ми оставатьс€ гибким в каверзных вопросах науки. «емл€ шарообразна€? “ак Ѕибли€ и не утверждала обратного.

…ƒ№я¬ќЋ — Ё“ќ  ќ«ЋќЌќ√»… јЌ“»-Ѕќ√ | ћиф

clip_image002

—атана в нынешнем представлении — это смесь из нескольких разных отрицательных библейских персонажей.

«ƒиаволос» — греческий перевод слова «сатан», которое на иврите значит «обвинитель» или «оппонент». ¬ ¬етхом «авете оно много раз употребл€етс€ в этих значени€х, чаще всего в отношении людей.

¬  ниге »ова Ѕог спорит с неким ангелом, названным «сатана», но и это не рогатый суперзлодей, а просто «оппонент в споре», отнюдь не враждебный Ѕогу. “ак же и падший ангел Ћюцифер известен лишь из гневных пассажей в адрес “ира и ¬авилона, которым авторы Ѕиблии предрекали падение. ƒь€вол по€вл€етс€ собственной персоной в ≈вангели€х, но и там он скорее искуситель, испытывающий волю ’риста, чем «Ѕог со знаком минус».  расную кожу и рога сатане, видимо, подарил «верь из  ниги ќткровений. ќстальное, включа€ покупку душ и копыта как у сатира, — фольклорные фантазии.

» кстати, «мей из Ёдемского сада, согласно  ниге Ѕыти€, просто хитрое животное. ≈го уже потом богословы додумались до интригующей идеи, что «меем мог прикидыватьс€ главный злодей христианства.

…јЌ√≈Ћџ — Ё“ќ Ћёƒ» —  –џЋ№яћ» | ћиф

clip_image003

Ётот образ — фантази€ художников и скульпторов. ¬ Ѕиблии помощники Ѕога описаны куда более сюрреалистично. —ерафимы, по€вл€ющиес€ в  ниге »сайи, действительно имеют крыль€ — целых шесть, двум€ из которых каждый ангел закрывает лицо, чтобы не обжечь других своим си€нием. ” херувимов (одним из которых был Ћюцифер) четыре лица — льва, быка, орла и человека, их тела — нечто среднее между телами этих животных, а глаза у них на крыль€х. ј офанимы из  ниги »езекиил€ вообще выгл€д€т как колЄса в колЄсах, покрытые глазами по всему ободу.

clip_image004

∆аль, что в массовую культуру вошли скучные амурчики. –еальна€ Ѕибли€ — это готовый материал дл€ фильма ƒель “оро!

.. .јƒ — Ё“ќ ѕџ“ќ„Ќјя —  ќ“Ћјћ» » ¬»Ћјћ» | ћиф

clip_image005

ќб аде и вообще о загробной жизни ¬етхий «авет говорит крайне мало. ƒревние иудеи после смерти попадали в «шеол», царство теней, похожее на греческий јид. ќт прижизненной «кармы» их посмертие не зависело. ÷ель жертвы »исуса, согласно Ќовому «авету, была как раз в том, чтобы подарить люд€м загробную жизнь в раю — только праведникам, конечно. √решники отправл€ютс€ в «√еенну огненную» — место гибели души. ¬ реальности √еенна (√е ’инном) — это долина около »ерусалима, считавша€с€ нечистым местом (€кобы там в древности приносились жертвы ¬аалу), и еЄ название использовалось как метафора. –анние христиане, трактовавшие слова ’риста, решили понимать √еенну как антирай, куда после смерти отправл€ютс€ недостойные.

„то до чертей с вилами, котлов и прочих попул€рных образов, ими мы в основном об€заны фольклору. ј ещЄ ƒанте, придумавшему дев€ть кругов јда, распределение по ним грешников и способы их наказани€. ‘антазии автора «Ѕожественной комедии* нередко принимают за реальное учение Ѕиблии.

…” јƒјћј » ≈¬џ ЅџЋ» “ќЋ№ ќ —џЌќ¬№я| ћиф

«а этим утверждением обычно следует вопрос: «» как же от  аина и мЄртвого јвел€ по€вилось человечество?» Ќо авторы  ниги Ѕыти€ не могли оставить таких сюжетных дыр. ” јдама и ≈вы были и сыновь€, и дочери, точное число которых в Ѕиблии не указано. ѕо имени назван только их третий сын —иф, предок Ќо€, от которого, по библейскому мифу, и происход€т современные люди. ѕросто с —ифом и прочими детьми, в отличие от  аина и јвел€, ничего интересного не приключилось.

…—ќƒќћ » √ќћќ––ј ѕќ—“–јƒјЋ» «ј √ќћќ—≈ —”јЋ»«ћ | ћиф

clip_image006

Ќа самом деле, согласно  ниге Ѕыти€. —одом и √оморра получили кару по совокупности своих злоде€ний, на которые их жертвы жаловались Ѕогу. ѕоследней каплей стала попытка жителей —одома напасть на ангелов (в человеческом облике), гостивших в доме праведника Ћота. “о есть «содомией» следовало бы называть не однополый секс, а нарушение законов гостеприимства.

…ћќ»—≈… ЅџЋ –ќ√ј“џћ | ћиф

clip_image007

Ёто забавное заблуждение бытовало в Ёпоху ¬озрождени€: ветхозаветного пророка изображали с рогами, как у сатира. ¬еликий ћикеланджело изва€л рогатую статую ћоисе€ дл€ ¬атикана. ј конспирологи позже строили версии, что ћоисей был из народа рогатых людей или что его прототипом был ѕан.

Ќа самом деле, как гласит  нига »схода, после встречи с Ѕогом на горе —инай лицо ћоисе€ испускало си€ние. ѕереводчик ¬ульгаты, латинской версии Ѕиблии, прин€л слово «карай» — «си€ть» за «керен» — «рог». ƒаже зна€ об ошибке, художники в дань традиции часто изображают ћоисе€ с двум€ лучами, исход€щими изо лба, словно рога.
¬опреки другому заблуждению, ћоисей был вовсе не мирным проповедником вроде »исуса. ¬етхий «авет описывает, как он своими руками убил египт€нина-надсмотрщика, а, став вождЄм евреев, нередко водил их в завоевательные походы на другие народы. “ак что будущий фильм –идли —котта «»сход: ÷ари и боги» почти не преувеличивает, показыва€ ћоисе€ царЄм-воином.

 Ќ»√ј »Ћ»  Ќ»√»?

“е, кто думает, будто Ѕибли€ — это одна книга, заблуждаютс€. Ќа самом деле это скорее книжный цикл. » ¬етхий, и Ќовый «аветы состо€т из множества книг разных авторов, порой живших в разные тыс€челети€.  стати, вопреки ещЄ одному заблуждению, христиане не утверждают, что Ѕиблию написал сам Ѕог. ќни лишь считают еЄ авторов вдохновлЄнными Ѕогом.

…Ќќ… —ѕј—јЋ  ј∆ƒќ… “¬ј–» ѕќ ѕј–≈ | ћиф

clip_image008

ѕредусмотрительный Ќой брал на ковчег не по два, а по семь животных каждого вида, кроме тех, которые у иудеев считаютс€ «нечистыми», например свиней. Ќечистых он действительно спасал только по два экземпл€ра. ѕочему об этом забыли, нетрудно пон€ть: в христианстве идеи нечистых животных не осталось. ј в русском «каждой твари по паре» ещЄ и рифмуетс€.

…»»—”— –ќƒ»Ћ—я 25 ƒ≈ јЅ–я | ћиф

Ќи в одном ≈вангелии не сказано ни слова о дате рождени€ ’риста. ѕраздник середины зимы, который сейчас празднуетс€ как –ождество, существовал в ≈вропе до распространени€ христианства и называлс€ …оль или Ќуль. ƒень почитани€ »исуса просто приурочили к этому празднику.

 стати, волхвов, принесших дары младенцу ’ристу, было… невесть сколько. ¬ерси€ о трЄх волхвах родилась потому, что они принесли три дара: золото, ладан и смирну.

…ћј–»я ћј√ƒјЋ»Ќј ЅџЋј ЅЋ”ƒЌ»÷≈… | ћиф

clip_image009

ѕрофесси€ ћагдалины в ≈вангели€х не упоминаетс€. »звестно лишь, что »исус изгнал из неЄ бесов, после чего ћари€ стала его ученицей и спутницей. ј в другом месте ≈вангелий рассказана истори€ о блуднице, которую толпа хотела побить камн€ми. »исус остановил толпу, озадачив еЄ философским афоризмом « то сам без греха, пусть первым бросит камень». ѕосле этого блудница немедленно исправилась и стала вести добродетельную жизнь. “олько в VI веке папа √ригорий I постановил считать, что речь в двух предани€х идЄт об одной и той же женщине.  анонической эта верси€ считаетс€ лишь у католиков.

…»»—”— Ќ®— —¬ќ…  –≈—“ ќƒ»Ќ | ћиф

clip_image010

ќбраз ’риста, волочащего т€желенный крест к месту казни, стал настолько каноническим, что превратилс€ в поговорку («нести свой крест»). “ем удивительнее, что три из четырЄх ≈вангелий описывают этот эпизод совершенно иначе: крест к месту казни тащил рабочий —имон  ирени€нин. “олько евангелист »оанн настаивает, что крест нЄс сам »исус. ÷ерковна€ традици€ примир€ет спор авторов Ѕиблии: сперва крест нЄс ’ристос, а —имона позвали на помощь, когда тот обессилел.
—¬яў≈ЌЌ» » ѕ≈–≈ѕ»—џ¬јё“ Ѕ»ЅЋ»ё

Ћюбима€ тема конспирологов и маргинальных историков: €кобы изначально текст Ѕиблии был совсем другим, но хитрые св€щенники его утаили. ј нынешн€€ Ѕибли€, дескать, результат многократных переписываний злоде€ми из ¬атикана.
Ќа самом деле древнейшие из сохранившихс€ рукописей ≈вангели€ датируютс€ II-III веком нашей эры. Ќаписаны они на древнегреческом — любой, знающий этот €зык, может проверить, что в них сказано. ƒревнейшие же копии ¬етхого «авета (часть свитков ћертвого мор€) и вовсе старше христианства на двести лет. Ѕибли€ — не стать€ в ¬икипедии, которую можно исправить сразу дл€ всех читателей. Ќельз€ переписать все рукописные копии разошедшиес€ за столети€ по ≈вропе и јзии и прочитанные тыс€чами людей. Ћюбой перевравший св€щенное писание был бы уличен обладател€ми старых книг и объ€влен еретиком. ¬ —редние века сжигали и за меньшее. “ак что «секретной насто€щей Ѕиблии» не существует, как бы о том ни мечтали авторы вроде ƒэна Ѕрауна.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



fomicheva_lidia   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 22:42 (ссылка)
»нтересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку