-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54809

„то скрывает истори€ слав€н

¬оскресенье, 06 ƒекабр€ 2015 г. 19:07 + в цитатник
„то скрывает истори€ слав€н

—лав€не – крупнейша€ этническа€ общность ≈вропы, но что мы на самом деле о них знаем? »сторики до сих пор спор€т и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «слав€не».

ѕроисхождение слав€н

„то скрывает истори€ слав€н

—уществует множество гипотез о происхождении слав€н.  то-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из —редней јзии, кто-то к ари€м, германцам, другие и вовсе отождествл€ют с кельтами. ¬ целом, все гипотезы происхождени€ слав€н можно поделить на две основные категории, пр€мо противоположные друг другу. ќдна из них – хорошо известна€ «норманнска€», была выдвинута€ в XVIII веке немецкими учеными Ѕайером, ћиллером и Ўлецером, хот€ впервые подобные идеи по€вились еще в период царствовани€ »вана √розного.

—уть заключалась в следующем: слав€не – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-слав€нскую» общность, но отколовшийс€ от германцев в ходе ¬еликого переселени€ народов. ќказавшиес€ на периферии ≈вропы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили вар€гов, то есть викингов, править ими.

¬ основе этой теории лежит историографическа€ традици€ «ѕовести временных лет» и знаменита€ фраза: «¬елика земл€ наша, богата, но нар€ду в ней нет. ѕриходите кн€жить и владеть нами». “ака€ категорическа€ трактовка, в основу которой вкладывалась очевидна€ идеологическа€ подоплека, не могла не вызвать критики. —егодн€ археологи€ подтверждает наличие прочных межкультурных св€зей между скандинавами и слав€нами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Ќо споры о «норманнском» происхождении слав€н и  иевской –уси не утихают, и по сей день.

¬тора€ теори€ этногенеза слав€н, напротив, носит патриотический характер. », кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк ћавро ќрбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «—лав€нское царство». “очка зрени€ у него была весьма неординарна€: к слав€нам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «¬се они были одного и того же слав€нского племени, как это будет видно в дальнейшем».

»х исход из исторической родины ќрбини датирует 1460 годом до нашей эры. √де только они после этого не успели побывать: «—лав€не воевали почти со всеми племенами мира, нападали на ѕерсию, правили јзией и јфрикой, сражались с египт€нами и јлександром ¬еликим, покорили √рецию ћакедонию и »ллирию, зан€ли ћоравию, „ехию, ѕольшу и побережь€ Ѕалтийского мор€».

≈му вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождени€ слав€н от древних римл€н, а –юрика от императора ќктавиана јвгуста. ¬ XVIII веке русский историк “атищев опубликовал так называемую «»оакимовскую летопись», котора€, в противовес «ѕовести временных лет», отождествл€ла слав€н с древними греками.

ќбе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представл€ют собой две крайности, которым свойственна вольна€ трактовка исторических фактов и сведений археологии. »х критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Ѕ. √реков, Ѕ. –ыбаков, ¬. янин, ј. јрциховский, утвержда€, что историк должен в своих исследовани€х упиратьс€ не на свои предпочтени€, а на факты. ¬прочем, историческа€ фактура «этногенеза слав€н», и по сей день, настолько неполна, что оставл€ет множество вариантов дл€ спекул€ций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти слав€не?»

 
¬озраст народа


—ледующа€ наболевша€ проблема историков – возраст слав€нского этноса.  огда же слав€не все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? ѕерва€ попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «ѕовести временных лет» - монаху Ќестору. ¬з€в за основу библейское предание, он начал историю слав€н с вавилонского столпотворени€, разделившего человечество на 72 народа: «ќт сихъ же 70 и 2 €зыку бысть €зыкъ словенескъ…». ”пом€нутый выше ћавро ќрбини щедро даровал слав€нским племенам пару-тройку лишних тыс€челетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «¬ указанное врем€ вышли из —кандинавии готы, и слав€не…поскольку слав€не и готы были одного племени. »так, подчинив своей власти —арматию, слав€нское плем€ разделилось на несколько колен и получило разные наименовани€: венеды, слав€не, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, пол€ке, чехи, силезцы, болгаре… ороче говор€, слав€нский €зык слышен от  аспийского мор€ до —аксонии, от јдриатического мор€ до √ерманского, и во всех этих пределах лежит слав€нское плем€».

–азумеетс€, подобных «сведений» историкам было недостаточно. ƒл€ изучени€ «возраста» слав€н была привлечена археологи€, генетика и лингвистика. ¬ итоге, удалось добитьс€ скромных, но все же результатов. —огласно прин€той версии, слав€не принадлежали к индоевропейской общности, котора€, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье ƒнепра и ƒона, семь тыс€ч лет назад во врем€ каменного века. ¬последствии вли€ние этой культуры распространилось на территорию от ¬ислы до ”рала, хот€ точно локализовать ее пока никому не удалось. ¬ообще, говор€ об индоевропейской общности, имеетс€ ввиду не единые этнос или цивилизаци€, а вли€ние культур и лингвистическа€ схожесть. ќколо четырех тыс€ч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на «ападе, индо-иранцы на ¬остоке, а где-то посередине, в ÷ентральной и ¬осточной ≈вропе, выделилась еще одна €зыкова€ группа, из которой потом вышли германцы, балты и слав€не. »з них, примерно в I тыс€челетии до нашей эры начинает выдел€тьс€ слав€нский €зык.

Ќо сведений одной лингвистики мало – дл€ определени€ единства этноса должна быть непрерывна€ преемственность археологических культур. Ќижним звеном в археологической цепочке слав€н прин€то считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обыча€ накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». ќна существовала в V-II веках до нашей эры между ¬ислой и ƒнепром. ¬ каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними слав€нами. »менно с нее удаетс€ вы€вить преемственность культурных элементов вплоть до слав€нских древностей раннего средневековь€.

 
ѕраслав€нска€ родина


√де же все-таки по€вилс€ на свет слав€нский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно слав€нской»? ѕоказани€ историков варьируютс€. ќрбини, ссыла€сь на р€д авторов, утверждает, что слав€не вышли из —кандинавии: «ѕочти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю слав€нского племени, утверждают и заключают, что слав€не вышли из —кандинавии…ѕотомки »афета сына Ќо€ (к коим автор относит слав€н) двинулись в ≈вропу на север, проникнув в страну называемую ныне —кандинавией. “ам они неисчислимо размножились как указывает —в€той јвгустин в своем «√раде Ѕожьем», где пишет, что сыновь€ и потомки »афета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы “авр в  иликии, по —еверному океану, половину јзии, и по всей ≈вропе вплоть до Ѕританского океана».

Ќестор называл древнейшую территорию слав€н – земли по нижнему течению ƒнепра и ѕаннонии. ѕоводом же дл€ расселени€ слав€н с ƒуна€ было нападение на них волохов. «ѕо мнозехъ же врем€нех сели суть словени по ƒунаеви, где есть ныне ”горьска земл€ и Ѕолгарьска». ќтсюда и дунайско-балканска€ гипотеза происхождени€ слав€н.

Ѕыли свои сторонники и у европейской родины слав€н. “ак, крупный чешский историк ѕавел Ўафарик считал, что прародину слав€н нужно искать на территории ≈вропы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. ќн полагал, что в древние времена слав€не занимали обширные территории —редней и ¬осточной ≈вропы, откуда были вынуждены уйти за  арпаты под натиском кельтской экспансии.

—уществовала даже верси€ о двух прародинах слав€н, согласно которой первой прародиной было место, где сложилс€ праслав€нский €зык (между нижним течением Ќемана и «ападной ƒвины) и там, где сформировалс€ сам слав€нский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начина€ со II века до нашей эры) – бассейн реки ¬ислы. ќттуда уже вышли западные и восточные слав€не. ѕервые заселили район реки Ёльбы, потом Ѕалканы и ƒунай, а вторые – берега ƒнепра и ƒнестра.

¬исло-днепровска€ гипотеза о прародине слав€н, хоть и остаетс€ гипотезой, все-же наиболее попул€рна€ среди историков. ≈е условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. ≈сли верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина слав€н находилась в стороне от мор€, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Ѕалтийское море, суд€ по общеслав€нским названи€м рыб – лосос€ и угр€.  стати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«—лав€не»

—амо слово «слав€не» представл€ет собой загадку. ќно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминани€ о слав€нах – не всегда дружелюбных сосед€х ¬изантии. ” самих слав€н этот термин уже вовсю используетс€ как самоназвание в —редневековье, по крайней мере, если судить по летопис€м, в том числе и по «ѕовести временных лет».

“ем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Ќаиболее попул€рной €вл€етс€ верси€, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восход€щих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». ќб этом, кстати, писал и ћавро ќрбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во врем€ своего жительства в —арматии вз€ли они (слав€не) себе им€ «слав€не», что означает «славные».

—реди лингвистов бытует верси€, что своим самоназванием слав€не об€заны названи€м ландшафта. ѕредположительно, в основе был топоним «—ловутич» - другое название ƒнепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

ћного шума в свое врем€ вызвала верси€ о наличие св€зи между самоназванием «слав€н» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). ќна была весьма попул€рна среди западных ученых XVIII-XIX веков. ¬ основе ее иде€, что слав€не, как один из самых многочисленных народов ≈вропы, составл€ли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. —егодн€ эта гипотеза признаетс€ ошибочной, так как веро€тнее всего в основе «σκλάβος» сто€л греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

јлиса ћуранова

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку