-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54813

»з истории по€вилени€ религиозных запретов на разные виды еды

„етверг, 10 ƒекабр€ 2015 г. 16:58 + в цитатник
»з истории по€вилени€ религиозных запретов на разные виды еды
 

ѕочему в разных культурах некоторые продукты считают запретными? ѕочему индуистам запрещено есть гов€дину, а мусульманам и иуде€м - свинину? ћы решили вы€снить, как формировались эти запреты, и что за ними стоит.

 ошер, копыта и моллюски

 ашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах “оры и “алмуда.  ошер позвол€ет есть м€со только тех животных, которые €вл€ютс€ одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

ќднако свинину и зайчатину кошер запрещает употребл€ть в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. —уществовало и объ€снение поведени€ «полукошерных» животных: во сне свиньи, €кобы, горделиво выставл€ют свои «правильные» копыта, но пр€чут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

ћ€со кошерных животных должно приготавливатьс€ профессиональным м€сником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалыва€ м€са и не задержива€ ход ножа.

Ўохеты проход€т долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению об€занностей. «аконов разделки м€са в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполн€ет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером.

”потребление морепродуктов также строго регламентируетс€: у них об€зательно должны быть чешу€ и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

 ажда€ хоз€йка об€зана просеивать муку во избежание попадани€ в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. «апрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Ћев. 11:22).

“акже кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому м€со при разделке посыпают солью, ее впитывающей), €йца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у €иц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евре€ми с соблюдением множества специальных правил.

—трого запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с м€сом за один прием пищи. ¬прочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представл€етс€ возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставл€етс€ раввину.

 
’ал€ль

√астрономические предпочтени€ мусульман также сильно ограничены. ¬с€ пища в исламе подраздел€етс€ на три группы: хал€ль, макрух и харам, которые соотнос€тс€ с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь хал€ль полностью позволен к употреблению.

 оран, как и “ора – в первую очередь свод законов, определ€ющий быт мусульман.  оран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминани€ имени јллаха) и крови (5:3).

¬прочем, нарушение запрета, как это часто особо указываетс€ в  оране, возможно в крайних случа€х: «≈сли же кто-либо, страда€ от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь јллах — прощающий, милостивый».

 роме того, в исламе запрещаетс€ убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что професси€ забойщика скота €вл€етс€ греховной. ѕравила хал€л€ менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убо€ также немного отличаютс€ от иудейских. — другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

 
Ќе хлебом единым

ƒл€ христианства табуирование пищи €вл€етс€ менее распространенным и строгим, однако сакрализаци€ еды тоже €вл€етс€ типичной. «апрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного €зычниками в жертву богам, скверно€дие, а также – во врем€ поста – м€са, молока, €иц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

ќтсутствие значимых пищевых табу св€зано с тем, что Ќовый завет отменил те запрещени€, что были прописаны в ¬етхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. —огласно учению ’риста, пища не может осквернить духовного человека: «¬сЄ, что продаетс€ на торгу, ешьте без вс€кого исследовани€, дл€ спокойстви€ совести; ибо √осподн€ земл€, и что наполн€ет еЄ» (1  ор. 10:25-27).

јхимса

ƒл€ индуизма характерен отказ от гов€дины, в св€зи с тем, что корова €вл€етс€ св€щенным животным. ћногие последователи этой религии придерживаютс€ ахимсы – учени€, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

ѕоследователи джайнизма, еще одной религии »ндии, даже надевают на рот особые пов€зки и подметают дорогу перед собой веником дл€ того, чтобы не убить случайно живых существ. —тоит ли говорить, что они не употребл€ют их в пищу ни в каком виде.

»ндуисты стараютс€ не есть раджасную пищу – обладающую слишком €рко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюс€», такую как м€со, чеснок или €йца.

ќткуда запреты?

»стоки возникновени€ кошера могут таитьс€ в моральных заповед€х. ѕри правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. “абу на употребление в пищу крови также может быть св€зано с соображени€ми гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий.

«апрет на поедание хищной птицы и их €иц св€зан с бо€знью того, что агрессивность хищников передастс€ люд€м. “ора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

»нтересно также и возможна€ интерпретаци€ запрета на смешение молока и м€са, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: м€со, как символ смерти и убийства, не должно смешиватьс€ с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.

¬озможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представлени€ о запрете на кип€чение молока, так как в них молоко имело магическую св€зь со своим источником, то есть, €вл€лось частью целого – коровы или козы.

—оответственно, кип€чение молока уподобл€лось его кип€чению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удо€.   тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и м€са, в том числе, и в животе человека, что может быть объ€снено бо€знью за здоровье коровы – ведь одна ее мертва€ часть, м€со, смешиваетс€ с живой, молоком, и корова символически поедает саму себ€, вследствие чего ее молоко оскверн€етс€.

¬еро€тно, что в запрете на смешение молока и м€са про€вилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.
«апрещение поедать свинину в исламе и иудаизме €вл€лось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро порт€ща€с€ свинина, в услови€х древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным €ством.

  тому же свинь€ с ее беспор€дочными половыми и пищевыми пристрасти€ми и очевидной любовью к гр€зи, порождала символическое отождествление с гр€зными, нер€шливыми и сексуально распущенными людьми. —оответственно, употребление ее м€са в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.

»ногда негативное отношение к свинь€м порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

ј индийский запрет поедани€ гов€дины может быть тесно св€зан с экономическими причинами: в »ндии навоз коров примен€лс€ в строительных и отопительных цел€х, они использовались как т€гловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. “ак образ коровы-кормилицы стал сакрализироватьс€, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

«апрет хлеба и вина, приготовленных не евре€ми, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимил€ции других народов. —оответственно, на любом празднестве, устроенном представител€ми иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. ¬ современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещени€ пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль дл€ религиозного единени€.

—ергей «отов

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку