-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54572

 ак писали на –уси до кириллицы

ѕ€тница, 11 ƒекабр€ 2015 г. 10:29 + в цитатник
 ак писали на –уси до кириллицы
 

ќбщеприн€той датой возникновени€ письменности у слав€н считаетс€ 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на –уси умели и раньше


«акрыта€ тема

“ема дохристианской письменности в ƒревней –уси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. “олько в последние дес€тилети€ по€вилс€ р€д работ, посв€щенных этой проблеме.

  примеру, в фундаментальной монографии «»стори€ письма» Ќ. ј. ѕавленко предлагает шесть гипотез происхождени€ кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у слав€н в дохристианские времена.

¬прочем, официальна€ наука и сейчас к авторам, занимающимс€ подобной тематикой, относитс€ с известной долей скептицизма. ƒо сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставитс€ под сомнение.

 
ћиф или реальность

»сторик Ћев ѕрозоров уверен, что доказательств существовани€ письменности до по€влени€ на –уси кириллицы более чем достаточно. ќн утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составл€ть юридические документы.

¬ качестве примера ѕрозоров обращает внимание на заключение ¬ещим ќлегом договора с ¬изантией. ¬ документе речь идет о последстви€х смерти русского купца в ÷арьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». ѕравда, на каком €зыке писались подобные завещани€ не уточн€тс€.

¬ «∆ити€х ћефоди€ и  ирилла», составленных в —редние века, пишетс€ о том, как  ирилл посетил ’ерсонес и увидел там —в€щенные книги, написанные «роусьскыми письменами». ¬прочем, многие исследователи склонны критически относитьс€ к данному источнику. Ќапример, ¬иктор »стрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена.

ќднако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у €зычников-слав€н все-таки была письменность. ќб этом можно прочитать в хрониках западных авторов – √ельмольда из Ѕосау, “итмара ћерзебургского, јдама Ѕременского, которые при описании св€тынь балтийских и полабских слав€н упоминают о надпис€х на основани€х изва€ни€ Ѕогов.

јрабский хронист »бн-‘одлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена пам€тна€ метка – дерев€нный столб, на котором было вырезано им€ самого покойного и им€ цар€ руссов.

 
јрхеологи€

 освенно наличие письменности у древних слав€н подтверждают раскопки Ќовгорода. Ќа месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Ќаходки датируютс€ серединой X столети€, при том, что христианство в Ќовгород проникло только в конце X века.

“акие же писала были найдены в √нЄздово при раскопках древнего —моленска, более того, там есть археологические доказательства использовани€ стрежней дл€ писани€. ¬ кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «√ороух пса».

Ётнографы считают, что «√ороух» это обережное им€, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не прив€зывалось».

“акже среди археологических находок древнеслав€нских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое им€.   примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы ‘ощеватой можно прочесть им€ «Ћюдота».

«„ертами и резами»

≈сли по€вление образцов кириллического письма в дохристианское врем€ еще может быть оспорено, в частности, объ€снено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. ќб этом способе письма, все еще попул€рном у слав€н даже после прин€ти€ крещени€ в своем трактате «ќ письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах „ерноризец ’рабр.

ѕод «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развити€.

ѕопытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предприн€л российский дешифровщик-любитель √еннадий √риневич. ¬сего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселени€ восточных и западных слав€н (IV-X вв. н.э.) ѕри тщательном изучении надписей исследователь вы€вил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеслав€нского письма.

“акже √риневич предположил, что некоторые образцы праслав€нского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм.   примеру, изображение лошади, собаки или копь€ означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко».
— по€влением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследовател€, не исчезло, а стало использоватьс€ как тайнопись. “ак, на чугунной ограде —лободского дворца в ћоскве (ныне здание ћ√“” им. Ѕаумана) √риневич прочитал, как «хасид ƒоменико ∆ил€рди имеет в своей власти повара Ќикола€ I».

 
«—лав€нские руны»

” р€да исследователей существует мнение, что древнеслав€нска€ письменность это аналог скандинавского рунического письма, что €кобы подтверждает так называемое « иевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное яакову Ѕен ’анукке иудейской общиной  иева. “екст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.
ќ существовании рунического письма у слав€н пишет немецкий историк  онрад Ўурцфлейш. ¬ его диссертации 1670 года речь идет о школах германских слав€н, где детей обучали рунам. ¬ доказательство историк приводил образец слав€нского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII—XVI веков.

ѕисьменность как свидетель миграции

”пом€нутый выше √риневич считает, что с помощью древнеслав€нского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи —ибири и ћонголии.
¬ частности, по словам √риневича, он сумел прочесть текст знаменитого «‘естского ƒиска» (о.  рит, XVII в. до н.э.), в котором повествуетс€ о слав€нах, нашедших новую родину на  рите. ќднако смелые выводы исследовател€ вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов.

√риневич в своих изыскани€х не одинок. ≈ще в первой половине XIX века русский историк ≈. ».  лассен писал, что «слав€норуссы как народ, ранее римл€н и греков образованный, оставили по себе во всех част€х старого света множество пам€тников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».

»таль€нский филолог —ебасть€но „ь€мпи на практике показал, что между древней слав€нской и европейской культурами существовала определенна€ св€зь.

ƒл€ расшифровки этрусского €зыка ученый решил попробовать опиратьс€ не на греческий и латынь, а на один из слав€нских €зыков, которым хорошо владел – польский.  аково было удивление италь€нского исследовател€, когда переводу стали поддаватьс€ некоторые этрусские тексты.

“арас –епин

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку