-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55362


 ак цифрова€ эпоха мен€ет нашу способность читать

¬торник, 23 ‘еврал€ 2016 г. 11:49 + в цитатник

ѕапирус, книги и, наконец, экраны. Ќосители информации кардинально изменились, и мы уже привыкли читать с дисплеев. —егодн€ говорим о том, как это вли€ет на нашу способность воспринимать текст.

 ак цифрова€ эпоха мен€ет нашу способность читать

Ќе говори ни слова

»стори€ чтени€

 

 анадский писатель и эссеист јльберто ћангель (Alberto Manguel) в своей книге «»стори€ чтени€» описывает замечательную трансформацию человеческого сознани€, котора€ произошла примерно в X веке нашей эры. »менно тогда настала эпоха чтени€ про себ€. ƒо этого люди читали исключительно вслух: сегодн€ нам кажетс€ это дикостью, но раньше это было обычным делом.

 огда јвгустин јврелий пришЄл к своему учителю јмвросию в 384 году и увидел, как тот читает молча, он был ошеломлЄн. Ѕеззвучное чтение стало открытием дл€ человека, считает јльберто ћангель. ќн пишет:

ADVERTISEMENT

„итателю наконец удалось установить неограниченную св€зь с книгой и словами. ѕропала необходимость тратить врем€ на произношение. —лова теперь существовали во внутреннем пространстве: брошенные или едва начатые, полностью осознанные или лишь наполовину произнесЄнные, они уже были ощупаны мысл€ми читающего, проверены на наличие новых значений и сопоставлены с другими пон€ти€ми.

„тение про себ€ равнозначно освобождению разума: теперь вы можете рефлексировать, запоминать, вопрошать и сравнивать.  огнитивист ћарианна ¬ульф (Maryanne Wolf) называет это «секретным даром времени на осмысление».  огда «читающий мозг» становитс€ способным автоматически обрабатывать символы, «думающий мозг» (или «я») выходит за пределы букв, чтобы развивать себ€ и поле культуры, в котором он пребывает.

»нтернет всех нас погубит

—пуст€ тыс€чи лет настала нова€ эра дл€ чтени€, и критически настроенные исследователи всерьЄз опасались, что эта возможность разума окажетс€ в опасности. »нтернет наполнен информацией, а социальные медиа отвлекают нас, угрожа€ подавить внутреннюю способность к чтению. ∆урналист Ќиколас  арр (Nicholas Carr) называет это мелководьем, име€ в виду беспрестанное метание от одного случайно прочитанного факта к другому. ќн говорит, что бесконечный завораживающий шум —ети ставит под угрозу само наше бытие.

ќдна из самых больших опасностей, с которой мы столкнулись, — это автоматизаци€ работы нашего разума и то, что мы отдали контроль над мысленным потоком и воспоминани€ми электронной системе. Ёто медленна€ эрози€ нашей человечности и человечества в общем.

Ќет сомнений в том, что цифровые технологии бросают вызов нашему читающему разуму, создают дополнительные проблемы дл€ него. Ќо если посмотреть на этот вопрос с точки зрени€ истории, то мы можем сказать: проблема выгл€дит немного иначе. „тение с цифровых носителей — это палка о двух концах, а не однозначное зло.

≈сли это чтение будет «плохим», то —еть превратит нас в бездумно кликающих созданий, без конца сканирующих глазами новостную ленту. ≈сли это чтение будет качественным, то оно даЄт огромный потенциал дл€ расширени€ и развити€ пространства созерцани€ — того самого, которое по€вилось, когда мы научились читать, не двига€ губами.

»зобретение колеса

—кептики люб€т говорить, что интернет сделал наш разум блудливым. Ќо, кажетс€, мы были такими всегда.

—трах технологий не €вл€етс€ чем-то новым. ¬ V веке до нашей эры —ократ был обеспокоен тем, что письмо ослабл€ет человеческую пам€ть и уничтожает способность к прин€тию решений. ћарианна ¬ульф считает, что произошло обратное. Ѕлагодар€ чтению написанного человек смог освоить новые навыки и расширить свои возможности. «рительна€ зона коры головного мозга создала сети клеток, способные распознавать буквы практически мгновенно.

ѕроцесс стал ещЄ эффективнее после подключени€ к этим сет€м фонологической и семантической областей коры. Ѕлагодар€ этому от нагрузки освободилиcь другие части мозга, которые теперь были зан€ты складыванием прочитанных знаков в предложени€, рассказы и представлени€ о мире. ћы, может, и не вспомним дословно строчек из «»лиады», но способны воскресить в пам€ти общий смысл и сделать вывод о том, каким был древний человек и что представл€ют собой его потомки.

»нтернет, возможно, и делает наш разум блудливым. Ќо, кажетс€, мы всегда были такими: быстрый взгл€д на историю развити€ книги и чтени€ только подтверждает это.

—егодн€, когда мы читаем, наш глаз не двигаетс€ строго вдоль строчки. ћы, скорее, скачем по тексту маленькими прыжками, делаем краткие перерывы. –азве так было всегда?

— момента изобретени€ папируса в 3000-х годах до нашей эры до примерно 300 года нашей эры большинство написанных документов представл€ли собой свитки. »х нужно было разворачивать одной рукой, второй сворачива€ прочитанный текст. ќчень линейно, не так ли?

«атем по€вились книги, главным преимуществом которых €вл€лась возможность перепрыгнуть с одного места на другое, от главы к главе (раздел содержани€ по€вилс€ в первых столети€х нашей эры). “аким образом, мы смогли перейти от прочтени€ текста к толкованию, а затем — к заметкам на пол€х и закладкам.

книжное колесо

 

¬ эпоху книгопечатани€ нелинейное чтение нашло поддержку в эдаком аналоге интернета XVI столети€ — книжном колесе. ≈го изобрЄл италь€нский инженер јгостино –амелли (Agostino Ramelli) в 1588 году.  руглый стол позвол€л читателю держать множество раскрытых книг на одной поверхности и переключатьс€ с одного текста на другой, просто поворачива€ столешницу.

  сожалению, книжное колесо было большой редкостью в европейских библиотеках. ќднако оно позволило пон€ть: непрерывное чтение — с самого начала до самого конца книги — не об€зательно.

Ќичто не ново под луной

 ачество современных медиа ставит перед читающим разумом проблемы определЄнного пор€дка.  оличество информации становитс€ ещЄ более сложным вопросом. Ќо всЄ это не ново. „итатели уже сталкивались с подобными проблемами. √утенберг напечатал свою Ѕиблию в 1455 году, и до 1500 года было выпущено более 27 000 наименований книг общим числом до 10 миллионов копий. ѕоток напечатанных текстов создал читающую публику и изменил то, как именно люди читали.

Ќемецкий историк –ольф Ёнгельсинг (Rolf Engelsing) утверждает, что революци€ чтени€ произошла в конце XVIII столети€. ƒо этого момента типичный европейский читатель владел несколькими книгами: Ѕиблией, альманахом, может быть, работами любимого писател€ — и перечитывал их вновь и вновь, глубоко отпечатыва€ в собственном сознании.

¬ XVIII веке европейцы начали читать все разновидности текстов по одному разу, а после переходили к следующему материалу. Ѕлагодар€ этому потоку печатных текстов мы получили эпоху ѕросвещени€, романтизм, американскую и французскую революции.

Ѕумага или экран?

»сследовани€ показали: люди, прочитавшие текст с экрана, запоминают и воспроизвод€т его хуже, чем те, кто читает текст с бумаги. ќднако исследовани€, проведЄнные в 2011 году –акефетом јкерманом (Rakefet Ackerman) и ћоррисом √олдсмитом (Morris Goldsmith), свидетельствуют: проблема может быть в том, что люди возлагают на девайсы слишком большие надежды, которые те просто не могут оправдать.

”чЄные обратили внимание, что бумага лучше всего подходит дл€ вдумчивого чтени€ и обучени€. Ёкран же просто идеален дл€ просмотра небольших текстов: новостей, сообщений, писем, заметок.  огда студентов попросили прочитать текст с экрана, они сделали это быстрее, чем те, кто читал с бумаги. Ќо они не вчитывались и хуже пон€ли материал.

»нтересно, а если бы студентов попросили читать с экрана так же медленно, как если бы это была бумага, изменились бы результаты? –абота немецкого педагога …оханесса Ќауманна (Johannes Naumann) рассказывает нам об этом. ”чЄный попросил старшеклассников найти определЄнную информацию в интернете. “е, кто регул€рно использовал —еть дл€ обучени€, то есть рассчитывал отыскать там сложные тексты и полезные факты, справились с задачей лучше, чем те, кто в интернете в основном писал письма и сидел в чатах.

Ќекоторые писатели уже используют возможности цифровых медиа дл€ того, чтобы рассказывать свои истории и передавать информацию по-новому. ќдна из этих новых форм в 90-х годах была названа гипертекстом: текст делитс€ на единицы, которые соедин€ютс€ между собой ссылками и образуют древовидную структуру.

“ехнически сам интернет — это тоже гипертекст, но чаще всего этот термин используетс€ по отношению к отдельным работам с системой ссылок внутри.

¬ли€ние гипертекста на читающий мозг, как и следовало ожидать, получает изр€дное количество внимани€ учЄных. ¬ 2005 году психологи ƒиана ƒе —тефано (Diana DeStefano) и ƒжо-Ённ Ћефевр (Jo-Anne Lefevre) проанализировали 38 исследований гипертекстов. »х целью было оценить ту когнитивную нагрузку, которую создают гипертексты.

”чЄные сделали вывод: человеку действительно сложно пробиратьс€ через текст в поисках ссылок, оценивать каждую из них и выбирать нужную.  арр использовал этот результат как подтверждение собственной мысли: интернет делает нас тупее.

Ќа самом деле выводы ƒе —тефано и Ћефевр нельз€ трактовать столь однозначно. ¬ 1996 году ћайкл ¬енгер (Michael Wenger) и ƒэвид ѕейн (David Payne) провели исследование, которое подтверждает: нагрузка при чтении гипертекста ненамного больше, чем в случае с линейным текстом. » перва€, и втора€ научные работы говор€т о том, что гипертекст воспринимаетс€ и запоминаетс€ лучше.

 роме того, взаимодействие с гипертекстом приносит удовольствие и воодушевление — неочевидный, но немаловажный вывод.

¬ 2008 году “эл яркони (Tal Yarkoni), Ќиколь —пир (Nicole Speer) и ƒжеффри «акс (Jeffrey Zacks) провели исследование, в ходе которого дали испытуемым прочитать два текста, а сами следили за де€тельностью их мозга с помощью функциональной ћ–“. ќдин из текстов просто описывал день обычного мальчишки. ¬ другом же предложени€ были перемешаны.

¬от пример такого рассказа:

ћиссис ЅЄрч сказала при€тным голосом: «–аймонд, прими ванну, а затем можешь лечь спать». –аймонд немедленно заметил это и с любопытством спросил: «–азве мой рост — четыре фута?» ќн встал и медленно побежал к ним трусцой.

ћ–“ помогла сделать следующие выводы… ” человека есть определЄнные представлени€ о том, как обычно развиваютс€ событи€. Ќо как только он сталкиваетс€ с текстом, где предложени€ перемешаны и сюжетна€ лини€ выгл€дит странно, ему приходитс€ отказатьс€ от привычного хода мыслей. »з-за этого воспроизвести такой текст становитс€ намного сложнее. — другой стороны, текст с перемешанными предложени€ми выгл€дит намного интереснее обычного.

ѕонимание — это важно. Ќо столь же необходимо получать удовольствие от прочитанного. ћарианна ¬ульф отмечает: лимбическа€ система мозга, отвечающа€ за эмоции, вступает в игру сразу после того, как мы научимс€ читать бегло и про себ€. ќна генерирует ощущение удовольстви€, отвращени€, ужаса и волнени€, заставл€€ вновь и вновь возвращатьс€ к рассказу или роману. “е, кто создаЄт современные цифровые романы, знают об этом.

Ёпоха цифрового романа

Ќеслучайно многие из лучших цифровых текстов приобрели форму игры, в которой читатель сталкиваетс€ с воображаемым миром, решает головоломки и задачи, зачастую неверо€тно сложные.

Ёти тексты, по сути, атакуют наше сознание, бросают ему вызов. ѕринима€ его, мы получаем огромное удовольствие, которое трудно чем-то заменить.

Ќовое поколение цифровых писателей основывает свои работы на видеоиграх, вовсю использу€ их интерактивные возможности. –оман PRY — это полноценна€ демонстраци€ того, как цифровые медиа могут играть с человеческим сознанием. Ёто волнует.

»стори€ человека, который вернулс€ домой после войны в ѕерсидском заливе, разворачиваетс€ перед нами лентой размышлений о прошлом и насто€щем, представленной в виде фотографий, роликов и аудиозаписей. ¬ PRY используетс€ интерфейс, который позвол€ет полностью погрузитьс€ в роман. Ќеудивительно, что, когда вы читаете PRY (или играете в него), ваш мозг оказываетс€ не очень-то и готовым к такому опыту. ¬ам предлагаетс€ ощутить сиюминутность происход€щего, взаимодействовать с написанным, использовать своЄ тело, чтобы не только перевернуть страницу, но и продолжить развитие сюжета. —начала вы будете ощущать волнение: вдруг что-то сделаете не так? вдруг пропустите что-то? ќднако позже почувствуете, как мозг адаптируетс€ к новому, пусть и необычному тексту.

 онечно, интернет — это не роман PRY. Ќо истори€ чтени€ демонстрирует: то, что мы испытываем сейчас, возможно, неокончательный вариант развити€ событий. Ёто больше похоже на промежуточное состо€ние, сжатую пружину.

»стори€ чтени€ и современность

 

„ем быстрее и невнимательнее мы читаем, тем больше веро€тность, что мы станем бездумно кликающими и перепрыгивающими с текста на текст людьми. ћожет, стоит попробовать погрузитьс€ в текст? ¬читыватьс€ в предложени€ бывает так при€тно.

ћы живЄм в эпоху цифровой культуры. ћы должны быть бдительными, разборчивыми, подкованными. Ќо при этом важно не тер€ть способности удивл€тьс€, восторгатьс€ и наслаждатьс€. Ќам нужно любить себ€. “огда цифровое чтение поможет расширить и без того огромный внутренний мир человека.

 

јнастаси€ —ереда

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку