-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55738


Ѕоевые знамена допетровской –уси

ѕонедельник, 04 јпрел€ 2016 г. 08:06 + в цитатник
Ѕоевые знамена допетровской –уси
 

Ќа –уси флаги и знамена называли ст€гами, поскольку к ним ст€гивалось войско. ѕри »ване √розном ст€ги могли достигать трех метров в длину. ¬споминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

“радиционный дл€ –уси ст€г – красный. ћногие века а дружины бились под полотнищами ст€гов клиновидной формы, с наверши€ми в виде копь€ с перекладиной, то есть в форме креста. —в€тослав ¬еликий, ƒмитрий ƒонской, »ван √розный вели дружины под красными флагами .

Ќаивна верси€ о том, что до второй половины XVII века в –оссии не было флагов, и придумали их голландцы. ќ первых флагах на –уси мы получаем сведени€ уже из летописи «ѕовесть временных лет».

–усский —т€г

ќсада  орсун€ (’ерсонеса) войском кн€з€ ¬ладимира. ћиниатюра из –адзивилловской летописи

Ќа –уси вместо слов «флаг» и «знам€» употребл€лось слово «ст€г», т.к. под него ст€гивалось войско.  ‘лаг отмечал середину огромного войска. ≈го охран€ли богатыри — ст€говники. »здалека было видно – терпит ли дружина поражение (ст€г упал) или бой идет успешно (ст€г «простирашас€ €ко облацы»). ѕо форме ст€г были не пр€моугольный, а в виде трапеции. ѕолотнище ст€га могло быть с трем€, двум€, но чаще с одним треугольным клином материи.

 ак правило, кн€жеское войско имело несколько военных ст€гов, собиратьс€ под которыми нужно было по звуковому сигналу. «вуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. ¬ летописном рассказе о Ћипицкой битве 1216 года говоритс€, что кн€зь ёрий ¬севолодович имел «17 ст€гов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат кн€зь ярослав ¬севолодович имел «13 ст€гов, а труб и бубнов 60».

 

–усска€ ’оругвь

Ѕорис идет на печенегов. ћиниатюра из —ильвестровского сборника. XIV в.

¬ XII веке, в знаменитом «—лове о полку »гореве», упоминаетс€ еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. ’оругвь становитс€ не средством управлени€ войском, а символом государства, власти. “еперь победа знаменуетс€ водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

»з описаний знамен, приведенных в «—казании о ћамаевом побоище», следует, что на русских воинских ст€гах изображались св€тые, о чем в более ранний период практически не упоминаетс€. ѕеред одним из таких знамен, начина€ битву, упал на колени кн€зь ƒмитрий »ванович ƒонской, чтобы помолитьс€ о победе над татарами.

¬ «—казании» это описываетс€ очень образно: « н€зь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с кон€ своего и пал на колени свои пр€мо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки √оспода нашего »исуса ’риста, и из глубины души стал взывать громогласно»… ѕосле молитвы перед знаменем великий кн€зь объехал полки, обрат€сь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без см€тени€» сто€ть крепко за –усскую землю. 

 

–усское знам€

Ѕитва на  уликовом поле. ћиниатюра. XVI в.

«нам€ происходит от слова «знамение», это ст€ги с изображением православных ликов – √еорги€, ’риста, Ѕогородицы. — древних времен великие кн€зь€ ходили в походы под такими знаменами. ‘еодалы «ападной ≈вропы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы прав€щих родов – вполне светские символические знаки. –усь обращалась к Ѕогу, к ѕресв€той Ѕогородице, к св€тым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодар€ православию русским удалось противосто€ть многовековому иноземному игу. ѕодобные обращени€ к небесным покровител€м, заступникам земли –усской, несли также знамена, сопровождающие русских кн€зей в их военных походах. » образ ¬семилостивейшего —паса, например, на знамени ƒмитри€ ƒонского не случаен.

 

»исус Ќавин на знамени

Ќа белом знамени великого кн€з€ ћосковского ¬асили€ III, отца »ван √розного, изображалс€ библейский полководец »исус Ќавин. —пуст€ сто лет »исус Ќавин по€вилс€ на малиновом полотнище знамени кн€з€ ƒмитри€ ѕожарского, которое хранитс€ в ќружейной палате. ќно пр€моугольное, двустороннее: на одной стороне ¬седержитель – »исус ’ристос, права€ рука которого в благословл€ющем жесте, лева€ держит ≈вангелие. ќбраз окаймлен текстами —в€щенного ѕисани€. Ќа оборотной стороне знамени »исус Ќавин преклонил колени перед јрхангелом ћихаилом, архистратигом небесного воинства, а идуща€ по краю знамени надпись объ€сн€ет смысл библейского сюжета.


¬еликий —т€г »вана √розного

ѕри »ване √розном отношение к флагам стало не просто уважительным, а св€щенным. «а каждым из них сто€ла истори€, победы, подвиги и жизни. ѕро них говорили «с тем знаменем царь и великий кн€зь все€ –уси покорил в русскую державу  азанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». ‘лаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. „асто знам€ обшивалось каймой или бахромой. ‘лаги »вана √розного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. ƒл€ ношени€ знамени назначались два-три человека. Ќижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знам€ могло втыкатьс€ в землю.

ќписание великого ст€га »вна IV: «ѕостроено» оно из китайской тафты с одним откосом. —ередина лазорева€ (светло-син€€), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. ¬ лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение —пасител€ в белой одежде, на белом коне. ѕо окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых кон€х. ¬ откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – св€той архангел ћихаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. » середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

ѕод этим ст€гом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм  азани. ¬ летописной записи об осаде  азани »ваном √розным (1552) говоритс€: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знам€, на них образ √оспода нашего »исуса ’риста Ќерукотворенный».  Ёто знам€ полтора века сопровождало русскую армию. ѕри царице —офье јлексеевне оно побывало в  рымских походах, а при ѕетре I — в јзовском походе и на войне со шведами.” ст€га «¬семилостивейшего —паса» после вз€ти€  азани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во врем€ бо€ сто€ло знам€.

 

—т€ги по чину св€тых икон

¬ ’VII веке. ќтец ѕетра ¬еликого, царь јлексей ћихайлович, ходил на —моленск, ¬ильно и –игу под большим знаменем из тафты багр€ного цвета с ликом »исуса ’риста на нем. «нам€ это – насто€щее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ —пасител€ по выразительности близок к иконописи. ѕодобным знаменам воздавались большие почести. ќни осв€щались патриархом по чину св€тых икон.

ѕервый государственный флаг

–осси€ до цар€ јлексе€ ћихайловича не имела единого государственного знамени. ‘лаги были государевы, даже кн€зь€ и военные предводители (как ≈рмак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на врем€ участи€ в походе. ѕервый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. ‘лаг цар€ јлексе€ ћихайловича глубоко символичен. ¬ его основе лежит  рест. “аким образом, этот флаг указывает на миссию –оссии во вселенной, как на последнего носител€ истинной веры — ѕравослави€.

–усска€ —емерка

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку