-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55251

’эллоуин и —амайн. Ќемного истории

¬торник, 25 ќкт€бр€ 2016 г. 20:31 + в цитатник

 то ж не знает нынче про ’эллоуин? » до –оссии докатилась мода в ночь с 31 окт€бр€ на 1 но€бр€ чудить с потусторонним оттенком: пойти на вечеринку, нар€дившись ведьмой или вампиром, погадать-поворожить… ѕравда, такого массового размаха, как на «ападе, в –оссии празднование ’эллоуина не достигло. ƒа и на «ападе ’эллоуин в наше врем€ – всего лишь костюмированна€ забава. Ќо так было не всегда.
’эллоуин и —амайн. Ќемного истории


 

—акральна€ ночь

ќдно из самых распространенных мнений сегодн€, когда увлечение эзотерикой продиктовано, скорее, ве€ни€ми моды, нежели т€гой к серьезному и вдумчивому познанию законов мироздани€, таково: ’эллоуин и древний кельтский праздник —амайн – практически одно и то же, и сейчас, как встарь, наход€тс€ люди, желающие поигратьс€ с инфернальщинкой, вер€щие, будто в эту ночь силы зла не дремлют. Ќа запрос «что такое —амайн?», »нтернет выдает более-менее традиционную информацию: адаптированную дл€ поверхностно интересующихс€ или же с историческим экскурсом дл€ более продвинутых. ¬ том духе, что это такой кельтский Ќовый год, канун наступлени€ зимы, врем€, когда надобно задобрить злых духов, а уж заодно и духов предков пом€нуть – они ведь тоже не всегда оказываютс€ добрыми, особенно, ежели их не умилостивить подобающей тризной. ј с приходом христианства —амайн, мол, трансформировалс€ в ’эллоуин – ночь накануне ƒн€ всех св€тых: если уж народ желает пугатьс€ и поминать духов, пусть помнит о страхе Ѕожьем. ’ристианска€ религи€ известна стремлением адаптировать прежние веровани€ к своим нуждам.

Ќо даже если поразмышл€ть и сделать определенные выводы всего лишь на основе стандартной информации, почерпнутой из »нтернета или из справочников по мифологии и религии, можно придти к весьма любопытным результатам. ќбщее у ’эллоуина и —амайна, разумеетс€, есть: ночь с 31 окт€бр€ на 1 но€бр€ и в том, и в другом случае, несомненно, была празднична,€ и праздничность эта св€зана с определенными сакральными установками.

’эллоуин и —амайн. Ќемного истории

—в€той вечер

—мысл ’эллоуина заложен в самом его названии. јнглийское слово «Halloween» происходит от англо-саксонского «Hālgena Ǣfen», что в буквальном переводе означает «—в€той ¬ечер». “о есть, собственно, канун ƒн€ всех св€тых. Ќу, как —очельник – канун –ождества. ƒень всех св€тых – великий христианский праздник, который известен с конца IV века, упоминание о праздновании дн€ «всех св€тых, по всему миру пострадавших» имеетс€ уже в проповеди »оанна «латоуста, жившего, как известно, в 347 – 407 гг. ¬от только в православной традиции этот праздник подвижный – он отмечаетс€ в первое воскресенье после ѕ€тидес€тницы, то есть, ƒн€ —в€той “роицы, приход€щегос€ обычно на конец ма€ – начало июн€, стало быть, к —амайну уж совсем никакого отношени€ не имеет. ј в католической и лютеранской церкв€х праздник €вл€етс€ стационарным: покочевав некоторое врем€ по календарю, в IX веке старани€ми папы √ригори€ IV ƒень всех св€тых был назначен на 1 но€бр€. ¬ этот праздник поминают всех св€тых и в молитвах к √осподу прос€т заступничества от их имени. ѕосещение мессы в католической традиции в этот день об€зательно, пренебречь мессой – великий грех. ѕосле ƒн€ всех св€тых, 2 но€бр€, католики и лютеране празднуют ƒень всех душ, традиционно считающийс€ днем поминовени€ усопших, непременно посещают могилы покойных родственников.

’эллоуин и —амайн. Ќемного истории

ƒень мертвых

—амайн также иногда именуют «праздником мертвых», вот только к благочестивому поминовению родичей это не имеет никакого отношени€. ƒело в том, что кельтское население древних »рландии и Ўотландии полагало, что именно на —амайн умирают люди, нарушившие свои гейсы. √ейс – это табу, некий магический запрет, налагавшийс€ на человека. ѕредположительно, система определени€ гейсов находилась в ведении друидов. Ќапример, гейс могли назначить при даровании имени, женитьбе, изменении социального статуса, дл€ правителей – при вступлении на царство. —мысл наложени€ гейса в этом случае заключалс€ в попытке установить магическую св€зь между человеком и ѕотусторонним миром, дабы защитить от неблагопри€тной судьбы: гейс призван установить равновесие, не гневить высшие силы излишним благополучием. »ногда гейс назначалс€ в качестве наказани€ за какое-либо прегрешение. ¬от примеры гейсов: «Ќе должен случитьс€ грабеж при правлении твоем» или «ƒа не войдут в твое жилище после захода солнца одинокий мужчина или женщина». ћежду прочим, если свой гейс нарушал король, то несчасть€ падали на все его владени€. “аким образом, человек, преступивший гейс, запускал разрушительный механизм роковых неудач. –азумеетс€, нарушителей, нашедших свою кончину в ночь на —амайн, поминали отнюдь не добрым словом, и значение «ƒн€ мертвых» было зловещим напоминанием: соблюдай законы миропор€дка, не то на твою голову и на головы всех, кто с тобой св€зан, обрушитс€ кара.

’эллоуин и —амайн. Ќемного истории

ƒве половинки целого

Ќо «день мертвых» - это далеко не основной смысл —амайна. ќн был одним из важнейших праздников в циклической годовой системе кельтов. ” них, как известно, год делилс€ на две части – светлую и темную. —ветла€ половина года, поворот на лето, начиналась в мес€ц Ѕельтайн (май), так же называлс€ и праздник, традиционно отмечающийс€ 1 ма€. “емна€ половина года, поворот на зиму, начиналась в мес€ц —амайн (но€брь), таково было и название праздника, приходившегос€ на 1 но€бр€. » уж если проводить аналогии, то —амайн сродни вовсе не кануну ƒн€ всех св€тых или ƒню поминовени€, а празднику урожа€. ѕоследний мес€ц осени – врем€ загона скота с пастбищ на зимовку в стойла, врем€, когда закрома и кладовки наполн€ютс€ припасами, врем€ пиров и гул€ний. –азумеетс€, кельтам было присуще обожествление природных сил – это свойственно всем архаическим религиозным воззрени€м. ѕоэтому земледельческий праздник —амайн и приобрел магический смысл: с его наступлением граница между миром смертных и ѕотусторонним миром открывалась. ќтсюда и поверье об умерших из-за нарушени€ гейса, и обычай друидов зажигать ритуальные костры, разгон€вшие мрак. ќднако отношение кельтов к ѕотустороннему миру, средоточию волшебства, тайн и —илы, не было отрицательным.  онечно, они испытывали страх и трепет перед ним и его обитател€ми. Ќо это были почтительные чувства. »менно в этих чувствах коренитс€ смысл воззрени€ на устройство мира: не нарушай табу, умей договоритьс€ с ѕотусторонним миром посредством правильных ритуалов.

’эллоуин и —амайн. Ќемного истории

¬се мен€етс€…

ѕозднее, с приходом христианства, —амайн и ’эллоуин, совершенно различные канонически, смешались в сознании людей: народ, получивший новый церковный праздник – ƒень всех св€тых, цепл€лс€ за пон€ти€ и установки, веками управл€вшие их веровани€ми. » налет «чертовщины», образовавшийс€ на смысловой окраске ’эллоуина, произошел, несомненно, из-за разницы отношени€ христианства и €зычества к магии: по кельтским пон€ти€м,маги€ была важнейшей составной частью мироустройства, по христианским – находилась в ведении врага рода человеческого, —атаны. ќтсюда и убеждение, что ’эллоуин (вспомните – «—в€той вечер»!) – врем€ разгула злых сил: колдунов, ведьм и вс€кой нечисти.

ƒумаетс€, причина того, что ’эллоуин дл€ –оссии так и осталс€ модной западной забавой, сродни карнавалу, коренитс€ в различии православного и западно-христианского эгрегоров. “ам на ’эллоуин невольно проецировалось то обсто€тельство, что временем дл€ праздновани€ ƒн€ всех св€тых папа √ригорий IV выбрал дату €зыческого —амайна – 1 но€бр€. ¬ православии же эта дата не св€зана ни с каким великим праздником, а ƒень всех св€тых вообще приходитс€ на конец ма€ – начало июн€. ≈ще более глубинна€ причина – в истории. ≈сли ≈вропа, да и јмерика в какой-то степени (из-за ирландских переселенцев, которые привезли в —Ўј обычай праздновать ’эллоуин), €вл€ютс€ наследниками кельтской культуры, то о –оссии такого не скажешь. ¬от и не имеют дл€ нас —амайн и ’эллоуин такого сакрального значени€, как дл€ «апада. ¬спомним, что такое эгрегор: это энерго-информационно-временна€ структура, возникающа€ при сонаправленных действи€х группы людей с общими устремлени€ми. “о есть, порождение мыслей и чувств группы людей, действующее независимо от каждого из членов группы, а возможно, и от всей группы в целом: породили-то его люди, но сформировавшись, эгрегор сам начинает диктовать им свои законы. Ёгрегоры, как известно, бывают религиозные, исторические, философские, магические.

» то, что даже на «ападе в наше врем€ ’эллоуин все чаще воспринимаетс€ не как сакральный праздник, а как игровое костюмированное действо, лишний повод устроить дет€м праздник, нар€див их не только традиционными ведьмами, эльфами, вампирами, но и —уперменами, и геро€ми ««вездных войн»; поиграть в магию, пощекотать нервы, так же, как будоражат их просмотром какого-нибудь мистического или фантастического фильма (ну, там «ќмена» или «√арри ѕоттера») – все это объ€сн€етс€ сменой эгрегоров: древние кельты, с их веровани€ми и взгл€дами на мироустройство, отошли во тьму веков, у современных людей другие установки.

—ветлана »¬јЌќ¬ј

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку