-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55061

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

¬оскресенье, 13 Ќо€бр€ 2016 г. 22:57 + в цитатник

 артина «Ѕурлаки на ¬олге», прославивша€ »лью –епина, с момента своего по€влени€ вызывала неоднозначные отзывы.  то-то восхищалс€ мастерством художника, кто-то обвин€л его в отступлении от жизненной правды. ѕочему же знаменита€ картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько –епин на самом деле погрешил против действительности?

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

Ёти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Ѕурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы т€нули речные суда против течени€. Ѕурлаки объедин€лись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Ќесмотр€ на т€желый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. »з-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли кресть€не, но в основном такой работой занимались брод€ги и бездомные.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

». Ўубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выгл€дел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Ћюди садились в лодку, забирали с собой конец троса с трем€ €кор€ми и плыли вверх по течению. “ам они бросали в воду €кор€ поочередно. Ѕурлаки на барже т€нули трос от носа к корме, наматыва€ его на барабан. “аким образом они «подт€гивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Ќамотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. ѕо берегу т€нуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. “о есть изображенный –епиным эпизод – единичный случай.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

“аким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Ѕечевник – прибрежна€ полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора ѕавла не застраивалс€ здани€ми и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. »зображенный –епиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

 артина «Ѕурлаки на ¬олге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. ≈ще в середине XIX в. труд бурлаков стали замен€ть машинной т€гой. “о есть на тот момент тему картины уже нельз€ было назвать актуальной. ѕоэтому и разразилс€ скандал, когда «Ѕурлаков» –епина в 1873 г. отправили на ¬семирную выставку в ¬ене. –оссийский министр путей сообщени€ негодовал: «Ќу кака€ нелегка€ ¬ас дернула писать эту нелепую картину? ƒа ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». ќднако –епину покровительствовал сам великий кн€зь ¬ладимир јлександрович, который не только одобрительно отзывалс€ о работе художника, но даже приобрел ее дл€ личной коллекции.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

«Ѕурлаков» –епин написал в 29 лет, заканчива€ учебу в јкадемии художеств. ¬ конце 1860-х гг. он отправилс€ на этюды в ”сть-»жору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. „тобы узнать больше об интересующих его персонажах, –епин поселилс€ на лето в —амарской области. ≈го исследовани€ нельз€ назвать серьезными, в чем он сам признавалс€: «ƒолжен сознатьс€ откровенно, что мен€ нисколько не занимал вопрос быта и социального стро€ договоров бурлаков с хоз€евами; € расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. —казать правду, € даже рассе€нно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношени€х к хоз€евам и этим мальчикам-кровопийцам».

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

». –епин. Ѕурлаки на ¬олге. ‘рагмент: впереди шел *шишка*, р€дом с ним – *подшишельные*

“ем не менее «Ѕурлаки на ¬олге» довольно точно воспроизвод€т иерархию наемных рабочих: в передней л€мке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движени€. «а ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгон€ли «усердные». „тобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. ¬ роли «шишки» –епин изобразил  анина – расстриженного св€щенника, подавшегос€ в бурлаки. — ним художник познакомилс€ на ¬олге.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

». –епин. Ѕурлаки на ¬олге. ‘рагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ћарька

Ќесмотр€ на существование реальных прототипов, в академических кругах «Ѕурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». ∆урналисты писали о том, что –епин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». Ќа выставке в ¬ене тоже многие встретили картину с недоумением. ќдним из первых оценить картину по достоинству смог ‘. ƒостоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

ѕравда и вымысел в ЂЅурлаках на ¬олгеї: каким на самом деле был бурлацкий труд

». –епин. Ѕурлаки на ¬олге. ‘рагмент: *надзиратель*, подгон€ющий халтурщиков

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку