-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55056

 ак снимали легендарный фильм Ђ—емнадцать мгновений весныї

„етверг, 09 ‘еврал€ 2017 г. 21:19 + в цитатник

8 феврал€ 1928 года на свет по€вилс€ ¬€чеслав ¬асильевич “ихонов – киноактер, народный артист ———–. ¬ 12-серийном художественном фильме “ать€ны Ћиозновой «—емнадцать мгновений весны» “ихонов сыграл самую известную свою роль – разведчика »саева-Ўтирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской √ермании. ‘ильм стал насто€щим хитом, однако, когда в начале 1973 года он был смонтирован и его показали высокому телевизионному начальству, на голову режиссера посыпались первые упреки…  акие скандалы вызвал фильм, кто мог оказатьс€ вместо “ихонова в кабинете ћюллера, какую роль «не осилил»  уравлев, почему ‘аина –аневска€ назвала сценарий ахинеей – эти другие неизвестные факты об известной картине в нашем фоторепортаже.

 ак снимали легендарный фильм Ђ—емнадцать мгновений весныї

»стори€ кинокартины начинаетс€ в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «—емнадцать мгновений весны» и выбрали дл€ него режиссера. –оман ёлиана —еменова, послуживший основой, тогда еще даже не издавалс€ отдельной книгой.

¬ самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал боротьс€ еще один режиссер – 46-летн€€ “ать€на Ћиознова, ведь сначала выбрали не ее.

Ћиознова позвонила самому —еменову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ћенфильму», но она так упорно настаивала на своем, что в итоге автор отозвал сценарий из «Ћенфильма» и передал его “ать€не.

–ежиссером Ћиознова была очень дотошным, а потому актеров дл€ своей картины подбирала с неверо€тной точностью. Ќапример, ёлиан —еменов был уверен, что Ўтирлица может сыграть только јрчил √омиашвили (на фото).

јссистенты режиссера настаивали на ќлеге —триженове. ѕробовалс€ на роль и »ннокентий —моктуновский (на фото), но он тогда жил в Ћенинграде и покидать его на два года съемок был не согласен.

¬€чеславу “ихонову гримеры поначалу приклеили усы как у Ѕуденного, но Ћизнова и под ними рассмотрела верную кандидатуру.

–адистку  эт могла сыграть вместо ≈катерины √радовой »рина јлферова, но не сложилось.

Ќа роль супруги Ўтирлица пробовались и ленинградска€ певица ћари€ ѕахоменко, и —ветлана —ветлична€, которую позже утвердили на роль √аби. ∆еной же советского разведчика стала актриса “еатра ¬ахтангова Ёлеонора Ўашкова, которую привели на площадку за день до съемок.

¬ фильме могла по€витьс€ даже сама ‘аина –аневска€, персонажа дл€ которой – фрау «аурих – Ћиознова попросила —еменова сочинить специально, чтобы еще и см€гчить слишком уж серьезного геро€.

—еменов нехот€ что-то сочинил, но когда это показали ‘аине √еоргиевне, она просто ужаснулась. «Ёто что за идиотство? –азве это можно сыграть?». » наотрез отказалась.

Ќесколько кандидатур было и на роль √итлера, на которого пробовались два Ћеонида: Ѕроневой и  уравлев. ќднако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Ѕроневой сыграл ћюллера,  уравлев – јйсмана.

 уравлев вспоминал: «я этого антихриста не осилил. ћо€ природа взыграла и была против».

ј √итлером стал немецкий актер ‘риц ƒиц, который еще с эпопеи «ќсвобождение» навечно прописалс€ в этой роли.

≈фим  опел€н также сначала должен был играть в фильме, но в итоге стал “голосом за кадром”. –ежиссер вспоминает: «я позвонила ему в Ћенинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласитьс€. –аботать с ним было сплошным наслаждением. ќн приезжал и, хот€ был только что с поезда, всегда успевал побритьс€ и переодетьс€ в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. ћы стали соратниками. ≈го голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

 огда Ћиознова прочитала окончательный вариант сценари€ ёлиана —еменовича, она была просто шокирована: ей нравилась сюжетна€ лини€ и детали в книге, а в сценарии все было совсем не то.

« атастрофа! я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Ќо не скажу, что не получала удовольстви€, ведь у мен€ были разв€заны руки, к тому же, € не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его», – говорит режиссер

Ѕольшинство актеров параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе дл€ съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью.

«»ногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. ‘ормы эти, пистолеты… Ќо думали так, что в ”рюпинске где-то по четвертой программе проскочит», – вспоминал о съемках ёрий ¬избор.

Ќа съемки в √ƒ– группе пришлось вз€ть почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Ўтирлица марки «ћерседес» (из гаража студии имени √орького). Ќемецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, за€вили, что работать он вр€д ли сможет.

 иношники посме€лись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. ѕришлось брать авто напрокат.

—ъемки Ўтирлица за рулем мчащегос€ автомобил€ проходили весьма курьезно: авто раскачивали около дес€ти человек, в том числе и сама Ћиознова.  онечно, без шуток-прибауток не обходилось, и “ихонов умол€л этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

 стати, однажды актера чуть не арестовали: он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера ——. Ѕерлинцы сочли его за приверженца фашизма и собирались передать в полицейский участок.

ќстальную натуру снимали уже на родине: в –иге – ÷веточную улицу, в “билиси и Ѕоржоми – переход Ўлага через јльпы, а прогулки Ўтирлица в лесу – в ѕодмосковье.

—ъемки шли в напр€женном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Ћионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

—ъемки шли в напр€женном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Ћионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

Ёпизод встречи Ўтирлица и Ўлага, где наш разведчик кормит его супом, от которого вверх поднималась стру€ пара, был сн€т не сразу: пар никак не получалс€, то его было мало, то, наоборот, много.

¬ кадре, где показывали руки Ўтирлица пришлось снимать руки художника фильма ‘еликса –остоцкого: у “ихонова на правой руке была татуировка, сделанна€ еще в юности – «—лава» ,которую гримерам никак не удавалось замазать дл€ крупных планов.

¬ эпизоде, где эсэсовцы мучили ребенка радистки  эт, в роли малыша выступило около двух дес€тков детей из ближайшего детского дома. —нимать каждого можно было не больше двух часов в день, при этом с интервалами не менее п€тнадцати минут дл€ пеленани€ и кормлени€.

ќднажды “ихонов рассказал, как добивалс€ напр€женного, думающего лица во врем€ исполнени€ роли Ўтирлица. —екретом оказалась таблица умножени€, которую он прокручивал в голове несколько минут, пока оператор снимал очередную сцену.

–ежиссер “ать€на Ћиознова однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Ўтирлица ждут совсем не лучшие дни: «ќн так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… я при этом присутствовать не хочу. » не хочу заставл€ть зрител€ это видеть»

ћузыку к фильму написал ћикаэл “аривердиев, хот€ сначала отказалс€ писать ее к шпионской картине: до этого его дважды постигла неудача с подобной тематикой.

¬ процессе работы композитор написал дес€ть песен, однако в фильм вошли только две из них: «√де-то далеко…» и «ћгновени€». ¬осемь других пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.

 огда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки.

√ромче других возмущались военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Ћиозновой пришлось исправл€ть ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.

ƒругой скандал зате€л автор сценари€ ёлиан —еменов, который был против того, что Ћиознова собиралась стать соавтором сценари€ и в титрах поставить свою фамилию р€дом с его.

ѕремьера фильма состо€лась в конце лета 1973 года: с 11 по 24 августа вс€ страна буквально прильнула к экранам телевизоров. —огласно милицейским сводкам того времени, по всей стране резко снизилась преступность.

¬ один из премьерных дней на киностудию позвонила москвичка, котора€ передала свой огромный привет создател€м картины и поблагодарила за то что вот уже несколько дней, пока идет фильм, ее муж сидит дома и не пьет, поскольку и все его собутыльники зан€ты просмотром сериала.

јктеры в мгновение ока стали суперзвездами. Ќапример, ≈катерина √радова, выйд€ погул€ть с собакой и заскочить в гастроном «Ќовоарбатский» попала в неожиданный плен.

ѕокупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. ѕочти два часа √радова просто€ла, прижата€ толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.

—ериал был настолько попул€рен, что многие новоиспеченные мамаши называли своих детей если не Ўтирлицами, то ёлианами – в честь ёлиана —еменова.  стати, жертвой моды стал и будущий известный певец ёлиан.

ј вот “аривердиеву пришлось не сладко.  ак-то он заехал на ¬сесоюзное радио, где ему за€вили: «Ќам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора ‘рэнсиса Ће€, с его фильма «»стори€ любви».

«„то за бред?» – возмутилс€ “аривердиев. «Ѕред, не бред, но это – факт», – ответили ему. Ќа студию имени √орького, где снималс€ фильм, также позвонил некий гражданин, представившийс€ работником французского посольства, и выразил возмущение тем, что музыка «ћгновений» – плагиат музыки Ће€

≈два композитор переступил порог приемной председател€ —оюза композиторов, как секретарша прот€нула ему телеграмму… от ‘рэнсиса Ће€. ¬ ней сообщалось: «ѕоздравл€ю успехом моей музыки в вашем фильме. ‘рэнсис Ћей».

¬ итоге “аривердиева отговорили от визита во французское посольство…  √Ѕ-шники, которые по своим каналам св€зались с Ћеем. “от категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «—емнадцать мгновений весны» и сообщил, что никакой телеграммы с обвинени€ми своего советского коллеги в плагиате не посылал.

 стати ёлиан —еменов снабдил коллег по фильму – “аривердиева, “ать€ну Ћиознову и ¬€чеслава “ихонова, специальными удостоверени€ми  омитета √осбезопасности, где было написано: «Ѕез права остановки», и сто€ла подпись: «јндропов».

ќднажды “аривердиев специально заехал на своей машине на территорию  расной площади: «” гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже € медленно и валь€жно проехал мимо него».

Ўтирлиц стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, а также персонажем советских и российских анекдотов.

¬ 2011 году скульптор јлександр Ѕойко объ€вил о начале сбора средств на установку пам€тника Ўтирлицу во ¬ладивостоке возле гостиницы «¬ерсаль», в которой жил и, возможно, придумал образ разведчика ёлиан —еменов.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку