-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55663


 ак снимали фильм "Ѕерегись автомобил€"

¬торник, 25 јпрел€ 2017 г. 10:10 + в цитатник

Ћирическа€ комеди€ «Ѕерегись автомобил€» стала первой совместной работой Ёльдара –€занова и кинодраматурга Ёмил€ Ѕрагинского.  ак вспоминал впоследствии режиссЄр, в основу сюжета легла «брод€ча€ легенда» тех лет — о человеке, который угон€л машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (вз€точников, спекул€нтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома.




»сторию эту –€занов и Ѕрагинский слышали в разных городах — в ћоскве, Ћенинграде, ќдессе; жела€ услышать еЄ из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждени€, но оказалось, что истори€ целиком вымышлена.



«ѕросто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — –обине √уде, в которой выдал желаемое за действительное». ќтсутствие реального прототипа озадачило авторов сценари€, но не заставило отказатьс€ от замысла. —очин€€ своего геро€, они, по свидетельству Ё. –€занова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали ƒон  ихот, чаплиновский „арли и кн€зь ћышкин.



«Ќам хотелось, — писал Ёльдар –€занов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажетс€ ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. ¬едь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Ётот человек — большой, чистосердечный ребЄнок. ≈го глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. ћы дали ему фамилию ƒеточкин».



–едакторам √оскино в сценарии понравилось всЄ, кроме того обсто€тельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ќЅ’——, что такой-то человек — жулик и живЄт на нетрудовые доходы.

“ем не менее фильм под названием «”гнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель √оскино јлексей –оманов забраковал сценарий — из опасени€, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угон€ть друг у друга машины; фильм был «законсервирован».



–€занов и Ѕрагинский переработали сценарий в повесть, котора€ в 1964 году была опубликована в журнале «ћолода€ гварди€» и получила хорошую прессу, — за это врем€ режиссЄр успел сн€ть фильм «ƒайте жалобную книгу». Ѕлагожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ÷ , и на съЄмки фильма наконец было дано «добро».



ѕо свидетельству Ё. –€занова, кандидатура »ннокенти€ —моктуновского на роль ƒеточкина возникла ещЄ в 1962 году: «Ќо только в таком плане: хорошо бы было…» — в то врем€ —моктуновский снималс€ в «√амлете», и на него трудно было рассчитывать. “огда на главную роль был утверждЄн ёрий Ќикулин, на роль его антагониста, следовател€ ћаксима ѕодберЄзовикова — ёрий яковлев.



 огда же в 1964 году –€занов смог наконец приступить к съЄмкам, ёрий Ќикулин вновь, как в 1962 году, отправилс€ с цирком в длительное зарубежное турне, при этом фактически отказавшись от предложенной роли: «” мен€ ощущение, что € это уже сыграл». –€занов обратилс€ к —моктуновскому, — вс€ съЄмочна€ группа хотела, чтобы ƒеточкина сыграл именно он, но из-за зан€тости и усталости актЄр отказалс€.



–€занов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Ћеонид  уравлЄв: «ќн оказалс€ достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал –€занов, — но в нЄм не хватало странности, не было эдакого лЄгкого сдвига мозгов». ѕробовалс€ на роль ƒеточкина и ќлег ≈фремов, — он мастерски изображал своего геро€, но не был им: «—квозь м€гкость, добросердечие и наивность прогл€дывал волевой, железный человек».



¬ конце концов –€занову удалось уговорить —моктуновского, чь€ природна€ странность дала необходимый эффект отстранени€ характера главного геро€. «десь актЄр ещЄ раз сыграл √амлета, но уже не как —моктуновский, а как посредственный актЄр самоде€тельного театра. –€занов в своЄм фильме напомнил и о другой знаменитой роли —моктуновского — кн€зе ћышкине; в одной из сцен невеста ƒеточкина Ћюба (ќльга јросева) бросает в сердцах: «ѕосмотри на себ€! “ы же идиот!»



ѕри этом —моктуновский заставил режиссЄра кое в чЄм отступить от сценари€: так, при первой попытке угнать автомобиль ƒимы —емицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, ƒеточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отв€затьс€ от непрошенного пассажира, — в фильме ƒеточкин говорит всЄ как есть: что он собираетс€ угнать машину и пассажир рискует попасть в непри€тную историю. «Ёто —моктуновский, — пишет –€занов, — восстал против лжи своего геро€. Ёто он восстал, следу€ не только логике характера ƒеточкина, но и, пожалуй, своего собственного».



ј вот попул€рные и всеми любимые советские комики јндрей ћиронов и јнатолий ѕапанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съемочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. –абота јндре€ ћиронова в роли «работника торговли» критиками считаетс€ одной из его самых успешных.



"“еб€ посодют, а ты не воруй", "“вой дом - тюрма" и "ѕоложь птичку" придумал дл€ роли тест€ —емицветова јнатолий ѕапанов. ¬ сценарии реплики подполковника-отставника были куда скучнее, да и сам образ не был смешным. Ќо режиссер всерьез собиралс€ пересн€ть сцены, в которых ѕапанов был в комедийном "ударе": ему казалось, что актер переигрывает. «аново отсн€ть не понравившиес€ эпизоды не позволил лишь дефицит времени.



»ннокентий —моктуновский в этой роли создал один из самых попул€рных образов советского кинематографа; 9 но€бр€ 2012 года в —амаре к восьмидес€тип€тилетию Ёльдара –€занова был открыт пам€тник ёрию ƒеточкину.


јвтор: “ара-јмингу

ј в ќлеге ≈фремове режиссЄр нашЄл идеального ћаксима ѕодберЄзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгл€д, решительна€ походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в ≈фремове присутствовала самоирони€, позвол€вша€ ему играть следовател€-актЄра «как бы не всерьЄз, подчЄркива€ легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».



ѕо воспоминани€м ќльги јросевой, ей действительно пришлось водить по улицам ћосквы троллейбус (дл€ чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причЄм пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были насто€щими, а не массовкой.



Ќо вот в сцене погони за машиной с ƒеточкиным за рулем сидела не актриса, а дублерша по имени «инаида. ¬ те времена еще не было гидроусилител€ рул€, и справитьс€ с крутыми поворотами на большой скорости помогла опытна€ водитель троллейбуса из московского машинного парка є3.



“акже был вынужден научитьс€ ездить и —моктуновский. ”гонщик должен был уметь хот€ бы тронутьс€ с места. ќстальное в фильме делал каскадер јлександр ћикулин. ¬се трюки дублер выполн€л сам, комбинированные съемки не понадобились. Ќа полном ходу ћикулин пролетал под едущим грузовиком, разворачивалс€ на полкруга, въезжал на мчащийс€ трейлер, съезжал на откос шоссе и лихачил по ухабам во врем€ милицейской погони.

–ежиссер преклон€лс€ перед бесстрашным трюкачом. ¬озможно, еще и потому, что поучаствовать в трюках ему пришлось лично. ѕосле удачных дублей каскадер предлагал –€занову повторить отсн€тое, но уже с пассажиром в кабине. ѕассажиром должен быть режиссер - чтобы пон€л, как это всЄ даЄтс€ спортсменам. ѕри этом простодушный смельчак ћикулин не хотел нагнать страха на Ёльдара јлександровича, а просто предлагал ему новые эмоции от риска. –€занов держалс€ из последних сил, но, проезжа€ под движущимс€ трубовозом, невольно пригнул голову и вжалс€ в сиденье, чем очень развеселил каскадера.

 стати, при всех сложност€х трюков ћикулин не имел права повредить реквизит - в его распор€жении была лишь одна легкова€ машина (зато в сцене погони использовалось несколько мотоциклов с кол€ской).



ћосфильмовска€ «¬олга» √ј«-21, на которой ƒеточкин ушЄл от погони, снималась также в фильмах «“ри топол€ на ѕлющихе» “ать€ны Ћиозновой, «Ѕриллиантова€ рука» Ћеонида √айда€ и «яды, или ¬семирна€ истори€ отравлений»  арена Ўахназарова. —ейчас эту «¬олгу» можно увидеть в музее киноконцерна «ћосфильм». ¬ сцене погони милиционера за ƒеточкиным снималось несколько разных т€жЄлых мотоциклов.



¬ кадрах фильма можно увидеть различные районы ћосквы. ƒима —емицветов работает в комиссионном магазине на улице —ретенка, а живЄт в районе —моленского метромоста. —цену, где ƒеточкин, жела€ начать честную жизнь, выбрасывает в реку свои аксессуары, снимали в районе Ѕольшого ”стьинского моста.



ѕоследн€€ сцена, где отсидевший ƒеточкин возвращаетс€ к Ћюбе, сн€та на эстакаде —адового кольца над ”ль€новской улицей и эстакаде ќстоженки (тогда улицы ћетростроевской) над —адовым кольцом. —амоде€тельный театр репетирует в ƒ  завода « аучук». ёрий ƒеточкин отправл€ет телеграмму из ныне не существующего 291 отделени€ св€зи г. ћосквы.



ƒонатаса Ѕаниониса, говор€щего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговор€щие актЄры. ¬ «Ѕерегись автомобил€» он разговаривает своим голосом.



—ъЄмки «Ѕерегись автомобил€» прошли в течение 1965 года, премьера состо€лась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм зан€л 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей.

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку