-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56933



ѕочему раньше у русских было прин€то сме€тьс€ на похоронах

ѕ€тница, 03 Ќо€бр€ 2017 г. 10:13 + в цитатник

–усский значит веселый. —меющийс€, радостный, улыбающийс€ значит живой, полный энергии, способный передать живительные силы окружающему миру. »здревле смех сопутствовал рождению, ритуальным смехом воскрешали, оплодотвор€ли, «удобр€ли», «вспахивали» почву.

—в€точное р€женье, масленичные гульбища, завивание троицкой березки, прыжки через иванокупальские костры, похороны  остромы - все эти обр€довые действи€ неизменно сопровождались смехом, весельем, разгулом, обладающими магическими, продуцирующими свойствами.

—ардонический смех

ѕресловутый сардонический смех, воспринимаемый нами сегодн€ как жестокий, злорадный, - смех, сопровождавший некогда в —ардинии убиение стариков. ќднако причиной этого смеха была вовсе не злоба: смех превращал смерть в рождение, олицетвор€л торжество новой жизни, непрерывность быти€.

Ќа –уси не существовало €рко выраженного ритуального смеха на похоронах как таковых, но смех непременно сопутствовал обыча€м, имитировавшим похороны или убийство тех или иных антропоморфных символов. “ак на —в€тки играли в «умруна», «покойника», «смерть»: человека, изображавшего мертвого, укладывали в гроб или на доски и под всеобщий громкий смех оплакивали, отпевали, пародиру€, передергива€ церковный обр€д с р€женым попом и дь€чком, с кадилом в виде глин€ного горшка.

Ќа ћасленицу всем миром шли, зачастую имитиру€ похоронную процессию, предавать сожжению или растерзанию масленичное чучело, шли с песн€ми, пл€сками, гиканьем. Ќа русальной или семицкой неделе, предшествовавшей “роице, совершали проводы русалки: девушку или чучело, изображавших русалку, выводили в поле, что должно было способствовать плодородию, так как русалка, вод€ное существо, передавала необходимую пол€м влагу, а это благопри€тствовало урожаю.

¬от и провожали русалку, заигрыва€ с ней, щекоча, хвата€, кто за рубаху, кто за руку: «–усалка, русалка, пощекочи мен€!», провожали играми, смехом, пением, а могли уложить русалку на носилки и устроить похороны, с вопл€ми, причитани€ми и весельем вперемежку. Ќа “роицу завитую, украшенную или разодетую девицей березку несли бросать в поле или топить в реке, прежде обдира€, обламыва€. » оп€ть же не обходилось без пени€, хороводов, ритуального смеха, необходимого дл€ жизни человека, животного, растений.

ѕодобные чучела, изготовл€вшиес€ и в день »вана  упалы и на  острому, так же уничтожались, растерзывались, а удобренные смехом останки разбрасывались, хоронились в пол€х. Ёти символы-куклы, чучела, недоразвившиес€ в божеств растительности, плодороди€, благодар€ живительной силе смеха возрождались, воскресали, произрастали в злаках, дару€ урожай, жизнь.
¬от и помина€ усопших на –адуницу, сначала причитали и выли, обраща€сь к предкам-родител€м, упова€ на их помощь, содействие сил природы, а затем безудержно сме€лись, воскреша€ покойных в плодородии.

 

Ќе смеха ради, а жизни дл€

ѕрирода смеха богата и разнообразна. —ме€сь, человек способен выражать разные, порою противоположные эмоции и настроени€: от жестокого и сатиричного до легкого юмористичного. “ак, высмеива€, обессмыслива€ духовенство и его атрибуты, про€вл€€ тем самым свою непри€знь, народные праздновани€ имитировали, пародировали церковную панихиду. ¬ыставл€€, вып€чива€ противоположность духовного и физического, подчеркива€ пародированием, непримиримой сатирой их несоответствие, народное веселье уподобл€лось красочному шествию, карнавалу. “ак убийственный злорадный смех рождал радость.

67

–адость, смех – всегда жизнь, смех сопровождает и даже вызывает рождение. Ќа сказочного геро€, попадающего в иной мир, «за тридев€ть земель», то есть в мир смерти, налагаетс€ запрет смеха, потому что смехом герой может выдать себ€ как живой среди мертвых. ∆ивые смеютс€, мертвые – нет. ћертвый способен только умертвить, забрать в царство смерти, живой, наоборот, способен оживить, воскресить, потому что обладает живительным смехом, весельем, радостью.

aegqh

¬ €кутских мифах смех вызывал богиню родов и беременность, именно смех в первобытном сознании продуцировал рождение. Ќа ранних ступен€х родового общества основным средством к существованию была охота, во врем€ которой оп€ть же сме€лись: убива€ звер€, хохотали, тем самым возрожда€ его к новой жизни, а значит, обеспечива€ себе новую добычу. — по€влением земледели€ эти представлени€ перенеслись в область аграрных культов.

—мех помогал земле, котора€ мыслилась как женский организм, родить, разрешитьс€ от бремени. ƒревние слав€не уповали на смех как магическую силу, способствующую подн€тию и усилению производительных природных сил: урожаю хлебов, трав, плодов, умножению животных. „ем громче и веселее смех во врем€ весенне-летних празднований, тем богаче, обильнее приплод, который обеспечивает человеку жизнь.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку