-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55738


 акие вещи от ариев-иранцев попали в русскую культуру

—реда, 08 јвгуста 2018 г. 15:17 + в цитатник
 акие вещи от ариев-иранцев попали в русскую культуру
 

“ерритории нынешних ”краины и юга –оссии на прот€жении тыс€челетий насел€ли племена ариев до и после их разделени€ на индоариев и иранцев. јрийским, как полагают, было население јркаима на ёжном ”рале почти за две тыс€чи лет до н.э. »ранскими народами были скифы, сарматы, аланы (потомками последних €вл€ютс€ осетины). —овершенно точно, что праслав€не и сарматы/аланы входили в большую культурно-историческую общность на территории современной ”краины во II-IV вв, известную как „ерн€ховска€ культура. Ќекоторые учЄные считают, что контакты слав€н и иранцев восход€т к глубокой древности – ко временам јркаима и синхронной ему ‘ать€новской культуры (среди создателей которой были предки слав€н) в нынешнем ÷ентральном районе –оссии. ћногие лингвисты полагают, что праслав€нский €зык формировалс€ внутри древней индоевропейской общности в непосредственном соседстве с арийскими (индоиранскими) €зыками. ¬ св€зи с этим не всегда возможно точно отделить слова, оставшиес€ у слав€н с праиндоевропейских времЄн, от слов, заимствованных из уже сформированных иранских €зыков.

—лова из глубокой древности

ѕрежде всего, само название нашего народа – русские – как предполагают некоторые учЄные, имеет иранскую основу рус-, означающую «светлый, €ркий». –усами, согласно одной из гипотез, первоначально звалось иранское плем€. »ранскими по происхождению €вл€ютс€ имена слав€нских народов сербов и хорватов. ¬ древности часть слав€н, живша€ на Ќижнем ƒнепре, звалась антами. Ёто слово тоже вывод€т из иранских €зыков в значении «жившие на краю». јкадемик ¬.¬. —едов полагал, что семантически оно было тождественно позднейшему пон€тию «украинцы» как жившие на краю слав€нских земель.

Ћингвисты считают, что «г» с придыханием, характерное дл€ произношени€ украинцев и южных русских, происходит напр€мую от речи древних иранцев.

Ѕольша€ часть топонимики на юге –усской равнины – иранского происхождени€. Ёто, прежде всего, названи€ крупных рек: ƒон, ƒнепр, ƒунай, ƒнестр. ¬ них всех присутствует один и тот же корень дн-, означавший водный поток. ¬ слав€нском €зыке есть тот же корень (оставшийс€, очевидно, с праиндоевропейских времЄн) в слове «дно», но у нас оно приобрело значение не самого водного потока, а ложа водоЄма, причЄм любого – и текучего, и сто€чего.

 

  иранизмам, сохранившимс€ в русском €зыке, относ€т обычно слова: Ѕог, топор, собака, чаша, могила, €щер, свинец, рота (в значении «кл€тва» в древнерусском €зыке), равный, предлог «ради». ¬ других слав€нских €зыках сохранились ещЄ иранизмы: пан, хата, кот (в значении загон дл€ скота), харч и т.д.

ѕредполагаетс€, но оспариваетс€ иранское происхождение таких русских слов, как мудрый, честь, благо, зло, €вный, рай, небо, слух, слово.

 ак видим, большинство заимствований из иранских €зыков в слав€нские касаетс€ не материальной, а духовной культуры. ≈сли сравнить арийский (индоиранский) пантеон с древнеслав€нским, то здесь обнаруживаетс€ ещЄ больше неожиданных параллелей.

ќбщие боги и привычные пон€ти€

¬ древнерусских христианских поучени€х неоднократно упоминаютс€ злые €зыческие духи – дивы. Ёто слово иранского происхождени€, оно выводит напр€мую к пон€тию злых духов в зороастризме – дэвов. „то интересно, когда произошло разделение индоариев и иранцев, то разделились и функции их божеств. –оль добрых, светлых божеств у индоариев стали играть именно дэвы, а асуры превратились в злых духов. ” иранцев же, наоборот, ахуры (то же, что индийские асуры или скандинавские асы) превратились в добрых божеств, а јхура-ћазда (Ѕог ћудрый) возглавил древнеиранский пантеон.

¬ религии древних слав€н обнаруживаетс€ св€зь с обеими ветв€ми арийцев. “ак, известно, что верховным богом слав€н был —варог. ≈му, в отличие от ѕеруна и т.п., не ставили идолов. —варога почитали как бога, не имеющего конкретного образа. —варогу, не только по названию, но и по сути, очевидно, соответствует древнеиндийска€ персонификаци€ небесного свода – —варга. ј знаменитый ѕерун-громовержец имеет €вную параллель с ведическим богом ѕарджаньей. “от, правда, больше проливал дождь и был помощником громовержца »ндры. Ѕольшинство лингвистов считает, что имена ѕерун и ѕарджань€, равно как и аналогичный им по функции литовский ѕеркунас, имеют общеиндоевропейскую основу и восход€т к древнему слову, обозначавшему св€щенное дерево дуб.

 

“акие имена богов, как ’орс и —емаргл, упоминаемые в св€зи с религиозной €зыческой реформой киевского кн€з€ ¬ладимира (983 г.), имеют, по мнению большинства исследователей, иранскую основу. »м€ —емаргл (функции которого или которой, правда, не очень €сны в древнерусском пантеоне) восходит к мифической птице —энмурв. »м€ ’орс имеет прозрачную иранскую основу. ≈го св€зывают с корн€ми хур-, хор-, хрс- в различных иранских €зыках, означающих «солнце». «си€ющее солнце», «слеп€щий диск» и т.д. ’орс упоминаетс€, нар€ду с другими €зыческими богами, ещЄ в «—лове о полку »гореве» (конец XII века), где ему уподобл€ют наделЄнного чародейскими способност€ми полоцкого кн€з€ ¬сеслава, жившего во второй половине XI века.

јкадемик Ѕ.ј. –ыбаков в своих исследовани€х €зычества древних слав€н и древней –уси посв€тил много места ’орсу и производным от его культа пон€ти€м. ћы не задумыва€сь произносим слово «хорошо», а ведь оно напр€мую св€зано именно с культом ’орса. «’орошо» – значит, угодно ’орсу; значит то, что не нарушает божественного миропор€дка, выражающегос€, прежде всего, в суточном и годичном кругооборотах солнца по небу. —лово «каравай», означающее круглый хлеб, происходит от ритуальных круглых хлебов, посв€щЄнных богу солнца ’орсу и имитировавших форму солнечного диска (а может, и его видимый циклический путь по небу) – «хоровай» исходно, на самом деле.

Ћюбопытна этимологи€ нашего привычного слова «ватрушка». ≈го возвод€т к древнеиранскому слову «ватра» – огонь. ѕервоначально, веро€тно, это тоже мог быть ритуальный хлебец с сыром/творогом, посв€щЄнный божеству огн€ (јгни у индоариев).  стати, и само слово «сыр», по мнению некоторых исследователей, св€зано с именем ведического индоарийского бога солнца —урьи. ќбычай выдерживать сыры именно в круглых формах тоже может происходить от св€щенных обр€дов глубокой древности.

¬от так, возможно, многие привычные пон€ти€, которые мы посто€нно и не задумыва€сь используем в повседневной жизни, могут иметь экзотическое, на наш нынешний взгл€д, происхождение и древнюю сакральную основу.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку