-ћетки

актЄры алкоголь биографи€ блюда вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети досуг еда женщины животные жизнь забавно загадки здоровье знаменитости игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота кулинари€ кухн€ лайфхаки люди масленица мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно новый год обман обычаи овощи одежда отношени€ ошибки пасха пища поздравлени€ позитив познавательно познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ рекомендации религи€ ретро рецепт рецепты русские русь сладости смешно советы ссср странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56063


 огда и дл€ чего установили ¬еликий пост

„етверг, 14 ћарта 2019 г. 11:27 + в цитатник

 огда и дл€ чего установили ¬еликий пост

ѕравославные христиане вступили в ¬еликий пост — самый строгий в году. » самый древний. Ќиже - о том, когда у верующих по€вились периоды особого воздержани€ от пищи и развлечений и дл€ чего они им нужны…

¬еликий спор

 ак ни странно, »исус ’ристос, о чем известно из ≈вангели€, не велел ученикам поститьс€. «а что его критиковали фарисеи, которые, как и ученики »оанна  рестител€, строго соблюдали посты, предписанные иудейским «аконом.

» сказал им »исус: могут ли поститьс€ сыны чертога брачного, когда с ними жених? ƒоколе с ними жених, не могут поститьс€, но придут дни, когда отниметс€ у них жених, и тогда будут поститьс€ в те дни, — приводит слова ’риста евангелист ћатфей.

Ќо именно то обсто€тельство, что речь €вно шла об иудейских постах, уже в середине I века нашей эры приведет к большому спору в христианской общине. «ачинщиками полемики выступили апостолы ѕавел и ѕетр. ќдин вместе с последовател€ми считал, что нужно соблюдать «акон, данный ћоисею, в частности и в отношении еды, дел€ ее на кошерную и некошерную.

ƒругой объ€сн€л, что как раз христианам можно употребл€ть в пищу все. ¬ истории христианства этот эпизод считаетс€ одним из ключевых — именно он побудил последователей ’риста окончательно отделитьс€ от иудейской общины.

«—ама иде€ поста стала гораздо глубже, чем просто исполнение предписаний иудейского «акона. ’ристиане придали ему новый смысл. Ќаш пост — это подготовка к —траст€м ’ристовым, к ѕасхе, то есть встрече с ’ристом», — объ€сн€ет профессор богослови€ ѕ—“√” протоиерей ѕавел ’ондзинский.

¬ итоге все посты у ранних христиан, как считают историки, свелись к ¬еликому, приуроченному к празднику ѕасхи, первому и главному с возникновени€ христианства.

Ќо тут в христианской общине разгорелс€ еще один спор: сколько должен длитьс€ пост? ¬ 190 году мученик »риней Ћионский в письме папе римскому жаловалс€: «некоторые (общины. — ѕрим. ред.) полагают, что пост нужно держать за час до начала ѕасхи», некоторые — за день, а кто-то — за 40 часов. Ѕыли и такие, кто, буквально толку€ те самые слова ’риста про жениха, постилс€ в сам день ѕасхи.

"“рудно определенно утверждать, каким был пост в первые века христианства. —лишком мало достоверных источников", — отмечает отец ѕавел ’ондзинский.

»сторики спор€т, что представл€л собой сорокачасовой ¬еликий пост. Ѕыло ли это полное воздержание от еды и пить€ (как прин€то сейчас за несколько часов до причащени€), либо ограничени€ касались какой-то определенной пищи.

 ак у монахов

¬ относительно знакомом нам виде ¬еликий пост оформилс€ в IV веке, когда его стали соблюдать сорок дней. ѕочему именно сорок? ƒоподлинно неизвестно.

«Ёто традиционное число. —орок лет иудеи ходили по пустыне, прежде чем пришли в «емлю ќбетованную. —орок дней, по ¬етхому завету, длилось ритуальное очищение от скверны. —орок дней —паситель постилс€ в пустыне и так далее», — говорит ’ондзинский.

≈сть мнение, что такую продолжительность поста ÷ерковь установила под вли€нием быстро растущего монашества. ќднако, по мнению богослова, эта точка зрени€ недостаточно обоснована.

«ћонашество активно формируетс€ в IV—V веках, не раньше. ƒумаю, это параллельный процесс как минимум. “акие вещи не происход€т по предписанию. ƒл€ становлени€ традиции требуетс€ врем€», — считает отец ѕавел.

“ак или иначе, характерна€ дл€ монахов аскеза, полное воздержание от каких-либо удовольствий — главное в ¬еликий пост. ќтсюда и убеждение, что в это врем€ нужно жить буквально по-монашески.

«»грать на повышение»

ќднако св€щенники призывают не впадать в крайности.

«–елигиозна€ жизнь — не только христианска€ — без посильной аскезы вообще не мыслитс€. ѕотому что через некоторую жертву и преодоление строитс€ духовна€ жизнь и сама личность. ѕервой аскезой была просьба Ѕога, чтобы јдам и ≈ва не вкушали плоды ƒрева ѕознани€. » на этом основано любое общество. я, может, как большой орангутанг, хочу любую самку, но мо€ аскеза состоит в том, что € люблю одну женщину — свою жену», — говорит известный церковный публицист протоиерей ћаксим ѕервозванский.

√лавное, объ€сн€ет он, понимать, что любое воздержание и люба€ попытка серьезно воздействовать на собственную человеческую природу — «это обоюдоострый меч, то есть может принести как пользу, так и вред». ¬се решаетс€ индивидуально — чем питатьс€ и как проводить досуг.

«„ем досуг более возвышен, тем лучше. ј что у кого считаетс€ возвышенным — это очень по-разному, единых рекомендаций не существует. »звестно, например, что в дореволюционной –оссии на врем€ ¬еликого поста закрывались театры.

Ќо тот же праведный »оанн  ронштадтский говорил: театр — это добро дл€ тех, кто обычно выбирает злое. “о есть театр способен указать на высшие смыслы тем, кто о таких вещах обычно не думает. ј дл€ человека, который об этом и так размышл€ет, театр будет “игрой на понижение”. ј лучше всегда — хоть немножко — играть на повышение», — советует отец ћаксим.

¬ целом великопостное врем€, вопреки распространенному мнению, вовсе не рассматриваетс€ как исключительный период отказа от всего плохого — «ведь христианин должен избегать этого всегда». Ќаоборот, это врем€ отказа от того, «что не €вл€етс€ плохим само по себе».

"¬ том , чтобы есть м€со, нет ничего плохого. Ќо в пост мы от него отказываемс€, чтобы снизить зависимость от еды", — подчеркивает протоиерей.

"—овременный человек в пост должен пытатьс€ избавитьс€ от своих типичных зависимостей. ≈сли ты подсел на сериалы, компьютерные игры или еще что-то — самое врем€ проверить, насколько сильно ты от этого зависим. » если у теб€ начинаетс€ насто€ща€ ломка от того, что ты не поиграл сегодн€ в "танчики", значит, в пост нужно отказатьс€ от этого. Ћибо хот€ бы попытатьс€ резко сократить врем€ сидени€ за компьютером. “ут главное — правильна€ цель", — заключает св€щенник.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку